1-19 июля 2000 г.

река Урик , 5 к.с., хр. Восточный Саян


Урик - 2000


Отчёт о спортивном водном походе 5 категории сложности по Восточному Саяну, река Урик, 1-20 августа 2000.

Маршрут: Слюдянка - р.Улзыта (приток Оки) - верховья Урика - верхний (Хара-Жалгинский) каньон - Амбартагольские Щеки - р.Хоньчин (волок и сплав 4 км) - устье Урика (р. Бол.Белая) - мост (Онот-Голуметь) - Голуметь - Черемхово - Иркутск

Уровень воды средний и низкий, после Урикского водопада - высокий.

Сплав 205 км, пешком 3 км, радиальные выходы до 25 км; на машинах 330 км - заброска от ж/д, 100 км - выезд до ж/д.

Группа 9 человек из Владивостока, турклуб имени Банникова Л.С. (секция краеведения при Тихоокеанском отделе Географического общества РФ)

ФИО участника год рожд. водный опыт должность в походе место на судне
1.Тювеев Антон Викторович 1975 Китой(5) Ока(4) Кема(3) руководитель, капитан к4 к4(зп)
2.Тювеева Вера Александровна 1976 Китой(5) Кема(3) Ванчин(2) завхоз к4(зл)
3. Павлов Андрей Алексеевич 1972 Кема(3) Ванчин(2) Сица(1) массовик-затейник к4(пп)
4. Скоморохов Константин Александрович 1977 Киевка(1) Сица(1) рыбак к4(пл)
5. Кодулев Юрий Александрович 1961 Китой(5) Ток(5) Акишма(5) эксперт по воде к4(пасс.)
6. Леднев Роман Геннадиевич 1973 Чуя(5) Китой(5) Ока(4) капитан К2 К2(п)
7. Медведев Вадим Вадимович 1967

-

имиджмейкер К2(л)
8.Казачек Михаил Викторович 1962 Акишма(5) Катунь(4) Авача(4) капитан к2 к2(п)
9. Стабровский Виталий Николаевич 1970 Китой(5) Ванчин(2) Сица(1) главврач к2(л)

примечание: з-задний, п-передний, л-левый, п-правый места посадки на судне

Снаряжение

Средства сплава - четырехместный и двухместные катамараны:

название габариты водоизмещение вес примечание
к4 535х230 см 435х220 см 55 см 2200 кг 45 кг алюм.рама
К2 375х170 см 225х170 см 60 см 1100 кг 30 кг типовой Кулик
к2 370х224 см 275х204 см 55 см 900 кг 30 кг дерев.рама

Весла: 50% - алюминиевая лопасть, деревянная палка, Т-образная насадка. одно - канойное, 3 - целиком дюралевые.
Спасательно-страховочное снаряжение: одежда - гидры (5 шт.), КЗМ (4 шт.); спасжилеты и каски - на всех; выброска (спасконец) - 3 шт.
Продукты: из расчета 1 кг на 1 человека в день - крупы (5 видов), консервы тушенка, рыба; свежие овощи, сахар, чай, мука, сухое молоко, хлеб, сухари...
Фотоаппараты - 6 шт., термометр - 1 шт, гитара - 1 шт...

Выбор маршрута.

В горах Восточного Саяна на север (по территории России) текут крупные реки - это Иркут(3 к.с.), Ока(4 к.с.), Урик(5 к.с.), Онот(5 к.с.), Китой(5 к.с.), причем Урик, Онот и Китой имеют элементы 6 к.с. и непроходимые участки. Для спортивного сплава Иркут интереса не представляет, Ока и Китой, имеющие удобные подъезды, известны многим туристам, и несколько в стороне остались красивейшие реки Урик и Онот. К Урику большинство групп (90%) заезжают через рудник Зун-Холба, имеют пешую часть 10-20 км и начинают сплав от устья Холбы, оставляя непройденным верхний (Хара-Жалгинский) каньон. Далее, если обносить и Амбартагольские Щеки, то категорию Урика при сплаве от устья Холбы следует понизить до 4, так как сложность реки определяется Амбартагольскими Щеками.
Известна дорога к Урику со стороны Оки, по ее притоку Улзыта, при этом пешая часть составляет всего 3 километра, а если есть КАМАЗ или вездеход, то пешки нет совсем. Проходимость верховьев Урика в малую воду плохая, мелкое каменистое русло расширяется и разбивается на протоки. Во всех отчетах о сплаве по Верхнему Урику отмечаются повреждения оболочек надувных судов и дни (!) на их ремонт. Это отпугивает от сплава по Верхнему Урику. Рекомендуют идти пешком еще 10 км вдоль верховьев Урика до устья притока Хара-Нур, разведывать уровень воды и возможно, делать стапель там. По уровню болотного Урика, к которому вначале подходит дорога, судить о количестве воды невозможно. Далее, в каньоне (50 км от истоков) воды уже вполне достаточно, спортивность и красота этого участка оправдывает заброску на Верхний Урик. Изюминкой верхнего каньона является Философский Камень, полностью перегораживающий реку.
В дополнение к водным прелестям в верховья Урика нас привлекли также: сведения о заброшенных нефритовом, графитовом рудниках; обилие ягод и грибов в высокогорной тундре, рыбы в Верхнем Урике; горные озера (Хара-Нур и десятки более мелких) и вершины гор (Бурал-Сардыг 2789 м и десятки других выше 2500), с которых виден Мунку-Сардык.

Подготовка.

Были использованы отчеты Демидова(1998), Шишкова(1997) и Ходова(1986), находящиеся в Интернете в туристическом разделе известной библиотеки Мошкова. Из этой же Сети были извлечены и распечатаны цветные карты масштаба 1:200000 cо страницы Михаила Верхотурова, а также размножены кроки Урика и схемы его порогов. Лоция Урика и схемы каньонов приведены в конце. Детальное изучение этих материалов всеми тремя капитанами судов позволяло ориентироваться на местности с ходу, без недоразумений. Нумерация препятствий до Холбы принята как у Демидова, после - с его ссылкой на лоцию Ю. Коссовского, с которой совпадает также лоция Шишкова, но не Ходова. Каньон на Хоньчине рекомендовалось вначале полностью просмотреть прежде чем идти, так мы и сделали.

Наиболее хорошо описывает маршрут отчет Демидова. Он включает в себя описание верховий Урика, в том числе верхнего каньона. Но, сравнивая написанное там с увиденным нами можно указать на некоторые недостатки. В частности авторы стремяться завысить сложность участков реки, категории порогов, величину сливов. Например: участок от Амбартогольских щек до водопада у Демидова описан как содержащий пороги 4 к.с. Но на самом деле там есть всего один более менее заметный порог - Амбартогольский, с категорией не выше 2. Все остальное - шиверы и перекаты, по большей части некатегорийные. Участок верхнего Урика описан как содержащий пороги 4-5 категории, в то время как наша оценка дает 3-4. Водопад Филосовский камень - у Демидова оценен высотой в 4,5 метра. На самом деле перепад воды был не более 1.5 -2 метров. Причем наш уровень воды примерно соответствовал ихнему. Поэтому рекомендации для тех, кто собирается на Урик такие: не ищите там предельно сложной воды и напряженного длительного сплава. Напряженными можно считать два участка: Амбартогольские щеки и верхний каньон. Остальные участки по большей части (кроме Чертова ущелья)- это перекаты и небольшие порожки. Чертово ущелье может быть пройдено за один день с осмотром 2 - 3 порогов. Для повышения отдачи от маршрута рекомендуем заглянуть на Хончин, а так же можно посетить Даялык.

В начале июля на реке Кема(3 к.с.) проводился слет водников, на котором были четверо будущих участника похода и к4. Был проведен тренировочный сплав по Сице(1 к.с.) на к2. Для прохождения Верхнего Урика было усилено дно К2 наклейкой слоя толстой резиновой ткани. Весь к4 сделан из такой же ткани. Для к2 был взят запас капроновой ткани и лески (нить рвется), и экипаж успевал ремонтировать его во время полудневок.
Мокрый гидрокостюм в последние годы все более входит в обиход водников как надежная защита от контакта с холодной водой. Резиновый КЗМ рвется, наполняется водой и не обладает плавучестью, более того, возможен пузырь в ногах и водник может оказаться головой вниз, особенно если сорвет спасжилет. Гидра имеет запас плавучести несколько кг, что позволяет обходиться меньшим спасжилетом. Позволяет долго купаться даже в ледяной воде без переохлаждения, свободно переплывать на другой берег в целях наведения переправы или спасения и т.п. Смягчает удары о препятствия. Недостаток - высокая стоимость. В нашей группе гидры были у половины участников.
Сыпучие продукты упаковывались в пластмассовые бутыли по 1, 1.5 и 2 литра. Известно, что 1 полиэтиленовый пакет рвется сразу, еще в магазине, 2-3-слойный пакет рвется после первой же перекладки вещей. Аккуратность тут мало помогает. Бутыли ломаются только если их смешать с железными консервными банками и бросать. Герметичность бутылей позволяет оставлять продукты даже под дождем без опасения. По мере высвобождения бутыли используются как плавучие элементы для спасжилета, весла, как емкости для сбора ягод и т.п. Лишние - сжигаются. Все продукты упаковывались в специальные неуклюжие рюкзаки ("кишки"). Это упрощало завхозу контроль за расходом продуктов и они не смешивались с личными вещами участников. В начале похода было четыре тяжелых "кишки".

Подробная нитка маршрута и график движения.

29 июля 2000 - отъезд из Владивостока на поезде 07 Владивосток - Новосибирск в 15-14 местного времени. 30,31 июля - в пути.

1 августа - в Слюдянке в 13 часов местного времени. Дождь. На вокзале много тургрупп, как уезжающих, так и ожидающих заброски. Машины стоят дорого. 14 часов - наняли микроавтобус "Тойота-хайс" за 4000 рублей. Погрузились и поехали купаться на Байкал, затем на рынок, на заправку и на маршрут. До Монд 10+206 км (проехали в 18 часов), затем 3 км+100 км (точнее, 95 км) по Окинской грунтовой дороге, до моста через Улзыту (проехали в 21 час), за мостом направо и еще около 25 км по разбитой грунтовке. Ехали в полной темноте медленно, при свете фар, шофер впервые на этой дороге, остановился перед глинистым ручейком и развернулся в 23 часа. Тут же поставили палатки и заночевали.

2 августа оказалось, что мы почти на реке, надо только спуститься по дороге (здесь уже совсем разбитой) 3 км. Местность болотистая как на плато, так и возле Урика. Но есть хорошее место на бугорке, на краю леса, метрах в 200 от реки, со следами деятельности туристов-водников. 1 км вниз по реке - мост. Ставим лагерь и идем на экскурсию на озеро Хара-Нур. Начинаем стапель.

3 августа - продолжение стапеля, экскурсия на вершину 2565 м.

Урик в верховьях

4 августа - продолжение стапеля, экскурсия на вершину Бурал-Сардыг 2789 м. На ее вершине работают геологи на месторождении кварцита, рядом на склоне Урика круглосуточно гудит буровая, соседнюю сопку взрывают золотоискатели.

5 августа - сплав 10 км до устья притока Хара-Нур, вытекающего из одноименного озера. С 12 до 17 часов. Плесы, затем проводка по мелководной непрерывной шивере, и только к концу нечто похожее на сплав. Дождь. Вода прибыла на 10 см.

Кадр перед стартом

верхний Урик - порог Трехслойный, первая ступень

6 августа - сплав 10 км до устья притока Хара-Жалга. С 15 до 19 часов. Остановка и осмотр только на трех порогах. Прошли пять именованных порогов кроме последнего (6) - Монумент, и множество безымянных (но отмеченных нашим крепким словом ) препятствий на почти непрерывающейся шивере.
Вчера сбросили абсолютную высоту с 1700 м до 1650 м, сегодня до 1450 м. (В Амбартагольских Щеках будет 1300, на водопаде 1000, в устье 600 метров). Температура воздуха по утрам от 1 до 10, днем от 11 до 26 (однажды было 30), воды утром 6-9, днем 11-14 градусов (однажды было 15).

7 августа - разведка Хара-Жалгинского каньона и обнос вещей на 4 км вниз. Также разведка тропы назад до предыдущей стоянки. По правому берегу идет тропа, в районе п. Предбанник (1), там где навесной мост и избушка, появляется дорога, идущая вверх по берегу реки к мосту. Выясняется, что километраж всего Верхнего Урика в отчете Демидова преувеличен в полтора - два раза. Хорошо, что есть карты с точным масштабом.

8 августа - прохождение верхнего (Хара-Жалгинского) каньона на К2 (3 человека) и сопровождение (1 чел., "страховка фотоаппаратом") с 11 до 16 часов. Обнос к4 и к2 по причине большого количества негабаритов для для к4 и порванной шкуры у к2.
Как выяснилось, сложность каньона преувеличена. Разведка практически полностью возможна (и проведена) с правого берега, длина его не 7 км, а 3, а собственно каньон, т.е. где нельзя спуститься пешком с правого берега, без применения веревок, длится 1 км - от середины п. Проводка (13) до середины п. Рок-н-ролл (17). Левый берег гораздо менее удобен, там - склон высокой горы, правый берег - плато. В возражение Демидову, после п. Поворот (10) - не последнее место для неаварийной стоянки, есть спуск и к п. Первый Поцелуй (12), и к п. Проводка (13). Поднявшись по правому склону на 100-150 м, попадаешь на плато, где повсеместно возможна стоянка. Еще одно возражение Демидову - перепад уровней у Философского Камня не 4.5 м, а менее 2 метров. И наконец, Демидов шел каньон с вещами, он часто переправлялся с берега на берег, медленно и с неуютными местами для стоянок. Лучше - обнести груз по хорошей тропе (выше на сопке есть и дорога), и затем сплавиться без вещей в течение одного ходового дня. Удовлетворительные стоянки у воды начинаются сразу по окончании ущелья.
Тактика прохождения - сложные (именованные) пороги вдвоем, третий выходил вперед и страховал выброской. Так было в п. 9, 10, 12 и 17. Там, где проход был невозможен, плыли втроем. Так пришлось делать во второй ступени Проводки (13), в 15, 16 и 18 препятствиях. Если позволял правый склон, к берегу спускался четвертый (с фотоаппаратом). Темп - медленный. Отдых между порогами, так что четвертый успевал подняться на склон и занять новое удобное для съемок место. Пятиметровый водопад Пирамида (11) обнесли по левому берегу и негабаритную первую ступень порога Проводка (13) - по левому берегу. Остальное пройдено. Перевалка судна через Философский Камень (14) обносом не считается.
Прохождение препятствий Монумент (6) и Отпадный (7), находящихся в устье Хара-Жалги, и шиверы (8) без затруднений. В п. Ловушка (9) произошел навал на камень, структура потока не давала возможности пересечь струю в сливе, соизмеримом с длиной катамарана. Экипаж вылез на камень. В п. Поворот (10) предполагалось пройти левым из двух больших сливов (в правом гарантировался киль), однако из-за посадки на камни катамаран снесло на мель к левому берегу. Перед Пирамидой (11) зачалились на участке стоячей воды, так как чалка после полуметрового и затем метрового слива не гарантирована, а попадание в водопад криминально. Затем прошли остаток Пирамиды и Первый Поцелуй (12) с выходом на стоячую воду перед Проводкой (13). После Проводки струя прижимает под правую скалу с встречным зубом. Далее снова стоячая вода и при необходимости можно уйти своими силами обратно по улову к концу п. Проводка и выбраться на берег. Дальше - Философский Камень (14) между отвесных скал. Почти вся вода идет под ним на глубине, и только слева узкий негабаритный слив. Зачаливание ближе к правой части камня и перевалка катамарана через него силами экипажа. Избавление (15) и Последнее Пристанище (16) шли втроем, так же вошли в начало Рок-н-ролла (16), где чуть не кильнулись. В конце Рок-н-ролла кажущиеся негабариты расположены по прямой и легко простреливаются. П. Харакири (18) и далее до лагеря шли втроем.
Каньон очень впечатляет. У Философского Камня темно и солнце туда не заглядывает. Над Философским Камнем стоит скала с гордо поднятым "носом", она видна и от водопада (11), и от п. (12). Высота отвесов (требуемая длина веревок) до 100 метров. Наверху есть смотровые площадки, но гулять там опасно не только для тех кто вверху, но и для сплавляющихся, так как осыпные камни летят вниз им на головы. Если решено применять веревку для спуска в каньон, надо до прохождения ущелья сбросить все подозрительные камни. Но в случае безаварийного сплава нет необходимости лазить в каньон по веревкам.
Некоторые препятствия каньона заканчиваются в скальных стенках, так что страховка или принудительное зачаливание должны выполняться с первой попытки. По большой воде все препятствия в каньоне существенно усложнятся, и мест для зачаливания станет меньше. Сплав опасен и его возможность требует экспертной оценки.

Верхний каньон: К2 в пороге Ловушка (9). Их прижало к камню и скоро кильнет.

верхний каньон - порог Поворот (10)

верхний каньон - водопад Пирамида (11)

Верхний каньон: порог Проводка (13) - непроход в первой ступени

верхний каньон - Филосовский камень (14)

верхний каньон - порог Харакири (17)

9 августа - сплав 10 км до начала Амбартагольского ущелья. С 12 до 15 часов. Все идется с ходу, в том числе несколько прижимов до впадения Холбы, заново нумерованные препятствия (1-11), Три Бандита (12) и Змейка (17). Встречи с несколькими группами туристов, пришедшими по Холбе. Остановка после Змейки и разведка Амбартагольского каскада порогов. Он представляет собой 3-километровый участок реки с большим падением воды, беспорядочно заваленный крупными валунами. Пороги следуют друг за другом без перерывов. В малую воду, как у нас, пороги обмелели и не впечатляют. Много уловов. За исключением двух негабаритов и одного бревна все кажется проходимым. В большую воду здесь, однако, есть над чем задуматься...

порог Три бандита

первый слив в Амбартогольских щеках

Вторая ступень Амбартогольских щек

10 августа - обнос вещей на нижнюю стоянку (3 км) и прохождение порогов в два захода - К2 и каяк из московской группы, затем к4 и к2. Каждый заход занял по три часа сплава.
Тактика прохождения - ведущий идет первым, затем страхует второго. Каждая ступень внимательно осматривается. В конце первой ступени в русле бревно - наметили место чалки и обнесли несколько метров (всего три обноса за ущелье). Во второй ступени к4 получил пробоину от собственной рамы, затем на этом же месте кильнулся к2. Это место - каскад сомнительных сливов, и в последнем из них прижимало к скале на узком повороте. Завязали надувашку к4 подручными средствами, отловили экипаж к2 и продолжили сплав. Третья ступень представляет собой метровый водопад вначале, затем частокол камней, струя разворачивается, разгоняется вдоль правого берега, и сильно бьет в валуны, между которыми жестокий негабарит. В первый заход К2 и каяк проходили струю и успевали зачалиться за 20 м до негабарита, во второй заход к4 и к2 обнесли. Четвертая ступень состоит из локальных сливов между скальными "Щеками". Шли без обносов.

11 августа - дневка, баня. Прохождение Амбартагольского ущелья двумя катамаранами-четверками группы благовещенцев с добавлением в их экипажи наших людей. Один киль в четвертой ступени.

Амбартогольские Щеки. Улов между 3 и 4 ступенью

12 августа - сплав 22 км до водопада. С 12 до 17 часов. Ориентировка по притокам сложна - их просто незаметно, но в конце концов начинаются скальные стенки и огромной глубины ямы. Остров перед водопадом в нашу воду соединялся с правым берегом, где находится верхняя стоянка. На нижней стоянке туристический "музей". Урикский десятиметровый водопад впечатляет. Вся река падает в котлован. Безусловно, обнос.

13 августа - дождь, паводок, вынужденная дневка. Вода поднялась на полтора метра и залила верхнюю стоянку. Мы перебазировались на нижнюю. Тут до воды еще два метра. В водопаде вода пошла правым "сухим" руслом. Остров перед водопадом почти затопило, залило полностью и два валуна. Шивера после водопада похожа на участок шестерочной реки. Плыть опасно.

Перед водопадом. Вода низкая. Пока...

Водопад Урика в малую воду.

водопад Урика в максимальную воду

14 августа. Вода поднялась еще на полметра и начала падать. Ждем.

15 августа. Вода упала в общей сложности на метр. Сплавляемся 2 км, несколько минут - до устья Хоньчина, метров 200 ниже него. Заносим К2 и к2 вверх по Хоньчину километра 4, проводим детальный осмотр каньона. Высокий уровень воды позволяет плыть. Много порогов, главное препятствие - двухметровый водопад.

Пороги Хоньчина

16 августа - сплав по Хоньчину. С 12 до 13-30. Малый к2 был занесен на 1 км выше каньона и прошел дополнительно несколько мощных шивер. Порог с косой бочкой осмотрели и успешно прошли. Водопад прошел левым сливом К2 и кильнулся. Выброска неэффективна (опять недокинули и промахнулись). Экипаж выбрался на берега самостоятельно. Второй к2 обнесли по правому берегу. Далее имеется еще несколько мощных порогов, где экипажи ждали и подстраховывали друг друга. Сплав по Хоньчину - прекрасное дополнение к сплаву по Урику.
После обеда сплав по Урику 25 км до примерно 95 препятствия. С 15 до 18 часов. В отличие от предводопадного Урика, где нет препятствий, здесь мощные шиверы, бочки и прижимы. Особенно мощная и длинная шивера при впадении притока Даялык - она не дает зачалиться к правому берегу. На левом - домики. В лесу много брусники.

17 августа - сплав примерно 35 км до 150 препятствия. С 11 до 19 часов с двухчасовым обедом. Влетели в мощнейшую бочку 101 перед п. Чертики и едва не кильнулись. Чертики осмотрели и решили идти не разгружаясь. Первую бочку надо обходить справа, вторую слева. Все прошли благополучно. Затем примерно в 107 препятствии к2 обходил бочку справа, а К2 вошел по центру и кильнулся. Судно задержалось в бочке, а экипаж поплыл к к2. Идущий следом к4 попал в К2 и они оба вышли из бочки. Метров через 200 все зачалились к правому берегу. Далее шли походной колонной более осторожно. Прошли красивый Красный Каньон и долго не могли понять, где же "Крокодилы". В лесу много кедровых шишек.

Первый слив порога Чертики

Порог Чертовы ворота, бочка где кильнулся К2

18 августа. Сплав около 60 км до реки Большая Белая. С 10 до 20 часов, с двухчасовым обедом. Река позволяет расслабиться, но рев последнего, 158-го отмеченного препятствия заставляет судорожно влезать в посадки. И далее река быстра и красива. Здесь Красная Стена с артезианским источником, Белая Стена, полузаброшенные селения, снесенный Шанхарский мост, впадение в Б.Белую.

19 августа. Сплав около 25 км до нового моста. С 10 до 13 часов. Остатки старого моста находятся километром выше. Разборка и просушка судов.

20 августа. Отъезд. Автобус из Онота в 7-30 не остановился, его оккупировали какие-то другие туристы. В ближайшей деревне (5 км) наняли машину до Голумети (19 км) за 200 руб. Из Голумети в 13-30 рейсовый автобус до Черемхово (60 км). Оттуда до Иркутска в 16-30 электричка.

21 августа в Иркутске на вокзале, нет билетов. В ночь на 22-е садимся в поезд 318 Москва - Владивосток и 25 августа утром прибываем в свой город.

Население.

Несмотря на принадлежность территории Бурятии ни одного бурята за исключением постового на шлагбауме при въезде в Окинский район мы не встретили. Это объясняется отсутствием поселений на реке. В верховьях Урика работают геологи, за три дня стапеля мимо нас прошел лишь один из них. В устье Холбы появляются туристы, забросившиеся через рудник Зун-Холба. Там стояли три группы. На Амбартаголе мы догнали еще три уходящие группы. В "музее" на Урикском водопаде отметились до нас 2000 годом десять групп, в том числе группа Карикова из Владивостока и Щукина из Хабаровска. Можно предположить, что не отметились или прошли позже нас еще 3-4 группы, следовательно в 2000 году на Урике побывало 20 групп водников. (Из них только две шли Урик с верховьев.) За 1999 и 1998 годы осталось лишь по 6 надписей, за 1997 лишь три. Далее люди появляются в избе на Красном Каньоне, в Хужире и на Б.Белой. В низовьях Урика встречаются моторные лодки.

Отметились на Урикском водопаде или были на Урике:

МГУ 93, 2000
Томск 2000
Екатеринбург 2000
"Оникс" С.-П. 4.07.2000
Москва - 8 чел. - 19.07.2000 - шли с верховьев
"Сплав" Владивосток (Кариков) - 20 чел. - 24.07.2000
"Фортуна" Хабаровск (Щукин) - 6 чел. - 25.07.2000
Тольятти (Корнилов) 31.07.2000
Омск (Сергеев) 1.08.2000
Москва 8.08.2000
мы 12-15.08.2000
Саратов - группа перед нами
Москва - группа 5 чел. за нами
Москва - 10 чел. в т.ч. 2 каякера
Благовещенск - 8 чел.
Южный Урал - 8 чел.
Москва - сентябрь 2000 - шли с верховьев, есть отчет в Сети

Природа.

Нельзя сказать, что природа нетронута - ее трогают, и еще как! Тундра в верховьях Урика порезана многочисленными колеями, завалена остатками временного жилья и техники, продолжаются разведка и извлечение ископаемых. В верховьях местами горелый лес (до 5%). Тем не менее очень много грибов. В верховьях из съедобных 90% моховики, остальные - сыроежки, маслята и менее известные грибы. Очень много ягоды. Это царица ягод - голубица, затем брусника, смородина, жимолость, черника, барбарис. В реке есть хариус, он хорошо ловится на мушку в устье притока Хара-Нур. На среднем и нижнем Урике к грибам добавляются подосиновики и подберезовики, которых около 10% среди общего количества. Как только стали их находить, моховики перестали считать за грибы. К ягодам добавляются костяника, малина, боярка, черемуха, шиповник. С кедров в это время начинают осыпаться шишки. Из зверей крупных не видели, были белки, бурундуки. Много птиц. Лес состоит из лиственницы, ниже появляется береза, ель, сосна, тополь. Травянистая растительность отцвела, цветов мало.

Итоги, выводы и рекомендации.

Итак, нами пройден интересный маршрут с элементами первопрохождения. Новым на Верхнем Урике можно считать способ разведки, обноса и прохождения каньона. Можно рекомендовать всем альтернативный способ заброски на Урик. При желании обнести мелководный Дикий Урик и Хара-Жалгинский каньон, это можно сделать без особого труда. В сравнении с Китоем, обносы, как и стояночные места, значительно удобнее. Имеются тропы, а в верховьях и дороги. Но не надо обносить, надо плыть, это значительно интереснее в верховьях Урика чем в низу его. Группе Карикова, плывшей от Холбы и обнесшей Амбартагол, река вообще не понравилась. Сложность ключевых участков - Хара-Жалгинского, Амбартагольского, а также Хоньчина оправдывает тактику базовых лагерей и обноса груза.

Несмотря на малую эффективность страховки спасконцом (5% ! - Валентин Юрин) были взяты три. Еще раз была доказана ее низкая эффективность, слава богу без жертв. Достаточно было взять 1-2 выброски, "а лучше бы их совсем не было". Механизмы принудительной чалки не строились. По малой воде повсеместно осуществлялась взаимостраховка катамараном с воды (экипажи поочередно проходят порог и стоят в улове), а по большой воде в низовьях - походная колонна. В колонне первым в разведке шел облегченный К2, с самым отчаянным экипажем, вторым тяжелый к4, с основным грузом продовольствия, замыкающим к2. Использовалась система сигнализации.

Продовольствия было взято в расчете на 24 дня. За 20 дней все не съели, несмотря на вынужденную двухдневку. Нам можно было запланировать еще несколько дневок, радиалок и даже повторный занос и прохождение интересных участков Урика. Поскольку пешка минимальна, можно брать свежие овощи, фрукты и другие экзотические для похода продукты. 20 дней на Урик - это достаточно.

Ходовое время сплава по основной реке 46 часов. Дней сплава - 10. Дневки, экскурсии и стапель - 8 дней. Заезд и отъезд 2 дня. (без учета ж/д до Слюдянки и от Иркутска).

Цена автозаброски группы - 11 руб/км (около 0,4 доллара/км), на рейсовом автобусе - 5 руб/км. (По железной дороге плацкартом получается 1 руб/км за всю группу, самолетом 10 руб/км). На продукты ушло 5000 руб на группу. Весь поход обошелся в 2600 руб. (около 100 долл.) на человека.

Следует поддержать все "выводы и рекомендации" Демидова, кроме VII.

Поход по Урику всем нам понравился. Пойдем еще.

Приложения:

обзорная схема района путешествия
схема Верхнего Урика
схема (лоция) Урика на 5 листах
схема Хара-Жалгинского каньона
схема Амбартагольского каньона
схема предводопадного участка Урика
схема Хоньчина
схема Хоньчинского каньона
фотографии
ссылки на другие отчеты

Отчет написал Казачек М.В. michail@phys.dvgu.ru в сентябре 2000г
Оформление, дополнения Тювеев А.В. veevyut@ifit.phys.dvgu.ru


Схемы и карты Урика

Если у вас нет графических программ, то можете просто вставить карты и схемы в документ Word-а и задать ему указанные размеры.

Инструкция


Обзорная схема Урика, размеры произвольные.

Схема предводопадного участка Урика

описание файл размеры в пикселах разрешение размеры в сантиметрах
1 часть лоции (километровка) 1.gif 1100х2106 200 пиксел на дюйм 13.86 х 26.54
вторая часть лоции 2.gif 1260х2205 200 пиксел на дюйм 15.88 х 27.78
третья часть лоции 3.gif 945х2087 200 пиксел на дюйм 11.91 х 26.30
четвертая часть лоции 4.gif 823х1917 200 пиксел на дюйм 10.37 х 24.15
пятая часть лоции 5.gif 1375х1849 200 пиксел на дюйм 17.32 х 23.21
лоция Хончина (километровка) honch.gif 3071х1535 300 пиксел на дюйм 25.80 х 12.89
наша схема Хончина
в 1 см 250 м
honcin.gif 1200х800 200 пиксел на дюйм 15.24 х 10.16
наша схема Амбартогола
в 1 см 250 м
ambart.gif 800х1200 250 пиксел на дюйм 12.19 х 18.13
наша схема Верхнего каньона
в 1 см 250 м
myurik.gif 1200х800 300 пиксел на дюйм 10.16 х 6.77
верхняя схема Урика
снята с 5 км карты с разрешением 300 dpi. Для печати изображение лучше растянуть (задать разрешение 60 dpi - получится километровка)
ur_up.jpg 619х385 300 пиксел на дюйм

60 пиксел на дюйм

5.2 х 3.23

26.0 х 16.17

Урик - 2000


Дневник похода совершенного в 2000 году по реке Урик (хр. Восточный Саян), написанный Тювеевым Антоном.

29 - выехали на Новосибирском поезде в 15.14 по Владивостоку (+7) 1 - приехали и забросились Скорый Новосибирский поезд прибыл в Слюдянку около 13 часов по местному (+5). Слюдянка встретила нас неприветливо - мелкий моросящий дождь поливал нас и наши вываленные в спешке на перон рюкзаки. Мы схватили по рюкзаку и потащили их в здание вокзала. Войдя в вокзал обомлели от количества туристов, которые там были. Ромик побежал на поиски машины. Идя второй ходкой я встретил Мишу, который сказал что какая - то группа спрашивает меня. Я сильно удивился и подошел к той группе. Оказалось что это Михаил Верхотуров, знакомый по релкомовской конференции. Они собирались идти маршрут верховья Китоя - Шумак, их было 6 человек и уже несколько дней они не могли уехать. Местные извозчики отказывались везти меньше чем чем за 4000 р за машину, а им это было дорого. В это время Ромик договорился с теми же извозчиками за ту же сумму. Нас 9 чел, и нам это более менее приемлимо. Водитель в верховья Урика еще не возил, но утверждал что довезет. Мы погрузились в микроавтобус Хайс и двинулись сначала к Байкалу - купаться, затем на рынок за продуктами и дальше на запад через Кырен и Монды в сторону Орлика. Км через 100 небо уже было ясное. До Монд доехали практически без приключений, не считая пробитого колеса. После Монд через несколько км - пост со шлагбаумом - въезд в окинский район Там у нас посмотрели список группы и пропустили. Водитель сказал, что местные машины со слюдянской пропиской пропускают без проблем. Дальше дорога шла на перевал. С перевала открывался вид на Мунку-Сардык - высшая точка Саян. Через 90 км по окинской дороге - река Улзыты, приток Оки. За мостом сразу поворот направо. Вначале шла неплохая грунтовка, затем состояние дороги ухудшилось. Проехав км 8 водитель заартачился, по его мнению дорога стала слишком плохой. Однако после разговоров согласился еще немного провезти дальше. Состояние дороги и впрямь не очень хорошее для груженого микроавтобуса. В 23 ч мы встали перед ручьем - проехать дальше мы уже не могли. От поворота по спидометру машины мы проехали 22 км.Водитель, выгрузив нас, поехал домой. Мы ему еще немного доплатили, за плохую дорогу, хотя цены у слюдянкинских извозчиков и так сильно взвинченные - сказывается большой спрос. К тому времени уже шел дождь, мы наскоро поставили лагерь перекусили не разжигая костра и легли спать.

2 дошли до реки + радиалка
Ночью и утром шел дождь. Часам к 9 он прекратился и мы вылезли из палаток. К нашей радости вчерашний ручей тек в сторону Урика, значит перевал был нами вчера проехан. Вокруг кругом было болото, но впереди через - 700 -800 метров виднелись деревья. Решено было сначала перенестись ближе туда и там устроить завтрак. С началом леса лорога начинает идти вниз и ее состояние начинает ухудшаться, сначала немного, а потом сильнее. Вскоре состояние ее было таково, что проехать можно было только на вездеходе. Пока готовился завтрак мы начали переноску вещей. Через 3 км мы вышли на развилку. Река уже виднелась метрах в 500, так что мы пока бросили вещи и и пошли назад. После завтрака мы совершили вторую ходку и перенесли оставшиеся вещи на развилку. Груза было много, больше 50 кг на каждого. От развилки сбегав на разведку, обнаружили, что через 200 метров прямо по дороге есть стоянка со следами пребывания туристов, а если пройти еще через заболоченный ручеек, то там на взгорке расположена совсем замечательная стоянка, куда мы и перебазировались. Река виднелась вдали метрах в 200. Она спокойно текла между двух болотистых берегов, причем течения практически не было. Мы разбили лагерь и решили устроить радиалку на озеро Хара-Нур, до которого по нашим представлениям по карте было не более 5 км. Я и Виталик остались в лагере, а остальные пошли на озеро. Вернулись они часа через 3 с половиной, уставшие и недовольные. По их словам до моста через Урик не более 500 м, но дорога через мост ведет не на озеро. Она повела их в сторону геологической партии, где они встретили сторожа, поговорили с ним. Они видели озеро издалека, но дойти до него не хватило времени. Погода весь день стояла хорошая, но вечером прошел ливень и мы наблюдали великолепную двойную радугу, которую засняли на фотоаппараты.

3 - радиалка на 2565 + стапель и день рождения
Сегодня день моего рождения. С утра я хотел сбегать в радиалку на север. Там по карте были обозначены нефритовые рудники, и виднелось несколько сопок высотой более 2500 м. После вчерашних похождений желающих идти было гораздо меньше. Собрались только я, Вера и Роман. Вышли примерно в 11. Сначала прошли по дороге до моста, а затем стали траверсировать склон. Через полчаса пересекли ручей и двинулись наверх. По карте где-то там была обозначена дорога, ведущая в сторону рудников. Но довольно скоро мы вышли на дорогу, которая вела от ручья вверх на плато. Там мы встретили дерево, вершина которого была похожа на шапку. Пройдя еще немного мы уперлись прямо в ручей, текущий поперек дороги. Он был достаточно велик - шириной метра 3 -4 и глубиной 20-30 см. Вброд нам идти не хотелось. Мы стали оглядываться, ища переправу. Глянув в сторону, куда он тек, у нас невольно возник вопрос: А куда он течет? Впереди виднелся склон высотой метров 5-7, полукольцом закрывавший путь ручью.Направившись туда мы увидели озерцо, в которое впадал ручей. Но стока с озера не было! Внимательно осмотрев течение воды в озере мы догадались, что она уходит сквозь подземные щели и таким образом пробирается к Урику. Обойдя озеро по склону, мы двинулись по дороге дальше. Дорога повернула на запад и через короткое время мы подошли к развилке. Сориентировавшись мы поняли, что это и есть та самая дорога, обозначенная на карте и выходящая к броду через Урик и далее ведущая к озеру Хара-Нур. А той дороги, по которой мы приехали на карте нет, как нет и моста через Урик. Повернув от развилки опять на север мы двинулись дальше. Дорога разветвлялась и опять сливалась. Идти по ней приходилось постоянно по воде. Через некоторое время мы перебрались по камням через довольно бурный приток Урика. В 2 часа дня перед нами открылся вид на гору, высотой 2565м по карте. Чтоб попасть на рудник требовалось обойти гору справа. Мы решили идти на гору, так как времени попасть и туда и сюда у нас уже не хватало. Свернув с дороги мы перебрались через болото и начали подъем. На болоте и далее нас донимали комары, были большие заросли голубики , постоянно встречались грибы. Лес кончился, нам стали попадаться кусты сахан-дали, кое где встречался золотой корень. Почти дойдя до вершины увидели текущий ручеек. За 2 часа мы поднялись на гору. Сверху открывался великолепный вид на китойские гольцы на востоке. Было видно озеро Хара-Нур, приток Урика - Холба. На юго востоке белела вечным снегом высшая точка Саян Мунку-Сардык. Налюбовавшись видом сверху мы стали спускаться. Спуск занял намного меньше времени. Перебравщись по кочкам через болото мы выбрались на дорогу. Решили не делать большой крюк по дороге, а идти прямо. Перейдя через ручей в том месте где дорога поворачивала на запад мы сошли с нее и двинулись по склону. К половине восьмого вечера мы были в лагере. Я занялся приготовлением торта. В 9 часов состоялся праздничный ужин. Погода весь день стояла хорошая. Пока мы ходили в радиалку оставшиеся пробовали ловить рыбу, Миша с Виталиком собрали свой катамаран. На следующий день они собирались идти на юг и покорять вершину больше 2700 м.

4 - радиалка на 2700 + стапель.
Миша и Виталик рано встали, сварили завтрак и ушли. Мы остались в лагере, занялись сборкой катамаранов. После обеда собрали четверку и устроили тренировочный заплыв в Урике. Хоть место там и довольно глубокое, временами не видно дна, но течения практически нет. Вечером вернулись "покорители". Погода стояла хорошая.

5 - вышли и дошли до притока Хара-Нур
Утром встали и стали готовиться к сплаву. Вышли поздно, часов в 12 вечера. Миновали первое препятствие - мост и двинулись дальше. Скоро стали попадаться перекаты. Сначала они были короткие, мы их проскакивали. Но постепенно они стали удлинятся, промежутки между ними - сокращаться. Перед поворотом долины Урика вправо река приобрела характер сплошной шиверы, вода просачивалась между камнями, идти можно было только маленикими кусочками, затем надо было слезать, перетаскивать катамаран через камни, и снова чуть-чуть вперед. Пошел дождь, но на это почти никто внимания не обратил. После поворота направо река немного собралась и стало возможно идти немного более длинными кусочками. Постепенно шиверы стали помощней, уклон увеличился. В одной из шивер Вера упустила весло и схватила запасное. Мы попытались догнать упущенное, но оказалось что струя вынесла его на камень и мы проскочили мимо. Войдя на поворот направо мы увидели , что впереди в 50 м справа впадает приток, Хара-Нур. Перед ним расположен небольшой порожек, слив между двумя зубами. Было уже 5 вечера, 5 часов таскания катамарана по шиверам порядком нас утомили. Не справившись с управлением мы выскочили левой гандолой на зуб и несколько минут провозились, стаскивая кат с него. Двойки уже давно причалили к стоянке почти сразу за впадением притока. Зачалив катамаран мы с Андреем пошли выручать упущеное Верой весло. Я добрался до него вброд, а Андрей подстраховал меня веревкой. По пути полакомились красной смородиной, большие заросли которой были на берегу реки. Дождь кончился и мы разбили лагерь. Стоянка неплохая. Рядом вдоль реки проходит дорога. Мы с Романом решили сходить на разведку и посмотреть что нас ждет впереди. Ничего практически с берега не увидели. Та лоция, что была у нас, мягко говоря не совсем соответствовала действительности и сильно расходилась с описанием группы Демидова. По дороге мы насобирали грибов, а когда вернулись, узнали что рыбаки у устья наловили порядком рыбы. Пожарили рыбу и грибы. День прошел не без потерь. Сильно потерся Мишин кат, его нужно было ремонтировать. Решено было завтра стоять до обеда, а, пока ремонтировался кат, сбегать на озеро Хара-Нур по притоку. Вечером выглянули звезды.

6 радиалка на озеро и сплав до Хара-Жалги.
С утра погода стояла хорошая. На озеро решились пойти только я, Вера и Рома. Прошли по лороге до притока и решили его пока не переходить, а идти вдоль него, тем более, что виднелась какая-то тропа. Но тропа петляля, терялась, расходилась и сходилась. Это была в основном звериная тропа. Через минут 40 мы решили перейти ручей, который к тому времени сильно уменьшился, и пойти по взгорку. Каково же было наше удивление, когда на взгорке обнаружилась дорога, ведущая вверх. Чуть больше получаса хода по этой дороге - и мы вышли к озеру. Озеро довольно большое и красивое. У берега мелкое. Судя по растительности вода в озере, как и в реке, выше среднего уровня. Назад решили возвращаться по дороге. Меньше часа спуска и мы вышли к реке чуть выше слияния. Оказываеться та дорога, что шла возде нашего лагеря прямиком вела к озеру. Мы пообедали, собрались и вышли около 14 часов. По описанию Демидова от притока Хара-Нур до правого притока Хара-Жалга по реке 15 км. Но по карте там не больше 9. Вскоре после слияния начинается каскады мелких порожков. Немалый уклон реки, постоянные небольшие сливы. Но сложность порогов по Демидову завышена. Мы шли этот участок походной колонной, подстраховывая друг друга за порогами. По описанию узнали только трехслойный. Действительно красивый порог, но его категорийность, практически максимальная для всего участка не превышает 4 (а скорее 3). Фотографировались. Уровень воды - немного выше среднего. Через метров 200 - 300 мы увидели по правому берегу отличное место для стоянки. Возле валуна с левого берега образовалась большая заводь, очень хорошо подходящая для купания и рыбалки. Через 100 метров - слияние с Хара-Жалгой. На берегу - не размытые вчерашним дождем угли. Кто - то, по всей вероятности рыбак, был здесь сегодня. Вспомнили, что забыли морковку на предыдущей стоянке. На следующий день нужно было сбегать за ней, а так же необходимо было разведывать каньон. Погода стояла хорошая весь день.

7 - разведка ущелья и обнос половины лагеря
Утром Миша и Виталий пошли за морковкой наверх. В их план входило еще забежать на озеро Хара-Нур. Я, Роман и Костик отправились на разведку тропы и ущелья. Через 100 м после нашей стояники - устье Хара-Жалги. Приток маловодный но довольно бурный. Перебрались по камням. Перед устьем - порог Монумент - ничего сложного. Сразу за устьем расположена стоянка. Места немного больше чем на нашей, более обжитая. Но нет ямы для рыбалки и купания. От стоянки тропа идет достаточно круто вверх. Мы решаем, что сначала осмотрим ущелье. Напротив стоянки расположен порог Отпадный. Описание порога соответствует действительности, но сложность его невысока. Дальше пробираться вдоль ущелья пришлось обходя береговую скалу по верху. Следом за порогом по описанию идет длинная шивера. Эта шивера идет несколькими участками, что поначалу ввело нас в заблуждение. Мы приняли ее за несколько порогов. Сложность ее - приличная, ничуть не меньше чем у предыдущих порогов. Пройдя немного поверху мы опять спустились вниз и двинулись по берегу. Через некоторое время опознали порог Ловушка. В конце порога сильный навал на камень. Я высказал мнение что это негабарит, но Ромик хотел попробовать (и попробовал потом - с отрицательным результатом). Следом за ним шел порог Поворотный. Справа - неровный слив больше 2х метров с двух сторон. Слева куча камней, через которые можно просочиться и перетащиться. У правой скалы завал из бревен высотой метров 8-10 - на столько здесь может подниматься вода. Следом за сотней метров быстротока - порог-водопад Пирамида. Высота падения около 5 метров. Очень красиво смотриться. Мы рассматривали его со скалы правого берега. Тропа идет дальше, но отвесы уже криминальные. Порог можно обнести по левому берегу, зачалившись в тиховоде. Следом за ним расположен порог Первый поцелуй, а за ним виден длинный каньон с почти стоячей водой. Что за поворотом рассмотреть не удалось. Нам пришлось вылезти на самый верх и затем обойти скалы по верху (есть там и спуск к концу Первого поцелуя с правого берега дальше - отвесные стены). Пройдя по тропе мы остановились в очень красивом месте ущелья. Впереди скала с "с носом". Отвесные стенки, крутой поворот реки. Спустившись по достаточно крутому спуску вниз мы вышли между двумя ступенями порога Проводка. Верхняя ступень - очень сложно, вторая ступень - небольшие сливы, обливняк. Заканчивается уходом реки в ущелье. По описанию Демидова они не знали о таком спуске в ущелье, группа перед ними уходила как раз почти от этого места но по левому берегу. Действительно, не зная что впереди трудно решиться продолжать сплав по ущелью. Сразу от 2 ступени Проводки - спокойная вода, и через метров 40 более чем 90 градусный поворот влево реки в узком скальном коридоре. Мы то уже знали что за поворотом слабое течение и препятствие Филосовский камень, достаточно просто проходимое. Мы поднялись наверх по тому же пути. В принципе, можно было после пирамиды зачалиться перед Проводкой, обнести первую ступень по левому берегу и перечалиться перед второй на правый, где вынести катамараны наверх. Сверху Филосовский камень вполне можно осмотреть, вопреки описанию Демидова. Спуститься к нему по веревке тоже возможно. Отвесный склон там всего метров 8-10. Правда сверху - сыпуха, которую надо чистить. Дальше от Проводки мы пошли по тропе и примерно через 20 минут вышли к стоянке на реке уже за ущельем. Решили сегодня же начать перенос вещей на нее. От стоянки решили разведать дорогу, идущую по склону выше тропы. 10 минут наверх через лес - и мы на дороге. 40 минут по дороге - и впереди показалась долинка Хара-Жалги. Дорога стала сильно забирать наверх, поэтому мы свернули с нее и вскоре вышли к нашей стоянке. Пообедали, взяли груз и двинулись по тропе. Она местами неплохая, но часто очень заболоченная. Идет гораздо ниже дороги через мари и голубичники. Кругом заросли сахан-дали. Немного проплутали, поэтому шли долго. Оставив груз и Веру варить ужин мы пошли наверх. Второй раз мы уже не блуждали и шли час от нижнего лагеря до верхнего. Сделали еще одну ходку. Миша, Виталий, которые уже вернулись к тому времени, а так же Костик и Юра оставались ночевать в верхнем лагере - они сделали за день всего 1 ходку. Мы же перенесли почти все свои вещи. Дорога с грузом заняла вниз так же час. На следующий день идти ущелье собрался только Ромик с Вадимом, и береговой поддержкой Андрея и Миши. Для четверки по моему мнению было слишком много непроходов и негабаритов, поэтому я посчитал легче ее обнести. Выяснилось что еще она требовала ремонта - на верхнем Урике мы продрали небольшую дырку на дне левой гандолы. Вторая двойка так же требовала серьезного ремонта. Погода весь день стояла хорошая.

8- прохождение и обнос каньона
Утром троица Роман, Вадим и Андрей рано встали и отправились наверх. После завтрака я так же отправился наверх. Под конец сошел с тропы и разминулся с Мишей, Костиком, Юрой и Виталиком, понесших свой груз. Наверху остались только две рамы катамаранов. Я прождал возврашения Костика 2 часа. Юра с Виталиком понесли раму от двойки, а мы с Костиком - от четверки. По тропе раму пришлось нести на боку, было довольно тяжело. С середины тропы мы вышли на дорогу. По дороге на плечах горизонтально нести было гораздо легче. Последний участок - спуск от дороги до лагеря - нам пришли помогать Виталик и Юра, которые уже донесли свою раму. Весь обнос рам занял у нас чуть больше 2х часов. Когда мы пришли в лагерь, узнали, что Роман с Вадимом и Андреем закончили сплав по каньону. Прохождение его заняло 4 с половиной ( с 11.30 до 16) часов. Они без проблем прошли Монумент, Отпадный и шиверу. В Ловушке их прижало к камню вертикально на боку, они успели выпрыгнуть на камень. Попоротный они хотели пройти по левой половине правого слива, сели на входе на камнях и свалились кормой самым левым. Пирамиду обнесли по левому берегу. Прошли вдвоем Первый поцелуй, дальше успели подхватить Андрея и пошли втроем. Перед Проводкой зачалились и обнесли первую ступень по левому берегу, вторую прошли втроем. Филосовский камень миновали точно как описано у Демидова - причалились к нему и перекинули катамаран. По их словам перепад воды там всего 2 метра, а не 4, как написано у Демидова. Дальше следовали Последнее пристанище, Рок-н-ролл и Харакири. Чуть не кильнулись. Из потерь - утоплена бутылка коньяку и часть описания Демидова, затрагивающая верхний каньон и до Амбартогольских щек 1 ступени. Вечером сделали ремонт и частично собрали катамараны. Погода была хорошая.

9 - сплав от верхнего каньона до Амбартогольских щек и их разведка
Утром завершили сборку катамаранов и вышли после 11 ч. Вскоре проскочили устье левого притока Убер-Барутей. Препятствия между Ущельем и Холбой мелкие и нестрашные. У устья Холбы втретили группу из Москвы, 5 человек на двойке и четверке. Они собирались выходить через день. Через некоторое время встретили другую группу из Москвы. 10 человек на двух четверках и двух каяках. Вскоре начались препятствия. По описанию Демидова на этом участке присутствуют препятствия 4 категории, но таких мы не видели. Максимально - Змейка - это 3 к.с. в нашу воду (средняя и ниже). Сам участок довольно быстрый, был нами пройден за 3 часа, все препятствия легко проходятся с ходу. Когда увидели порог Три бандита нас взял смех. Основное препятствие на нем - мелкие камни, на которые катамаран садиться и приходиться через них перескакивать. Можно пройти как самым правым , так и слева от среднего бандита, что и сделала наша первая двойка. Змейкам - уже более менне приличный порог, достаточно легко проходиться. Мы на четверке влетели в последний камень, но легко отпихнулись и проскочили дальше. После Змейки мы устроили обед и сбегали на разведку. От змейки до начала тропы обноса - 500 м шиверы. На левом берегу стоял крест - знак, что дальше начинаются Амбартогольские Щеки. На этом месте раположена неплохая стоянка, на которой мы встретили уходящую группу из Екатеринбурга. Их 4 человека на четверке. Щеки они обнесли, по их словам там много негабаритов. После обеда мы перегнали каты на стоянку возле креста. Московская группа из 10 человек вскоре встала с нами рядом. Времени было еще мало, поэтому мы пошли на разведку ущелья. Сами щеки представляют собой 3 км участок реки с немалым уклоном, свыше 20 - 25 м на км, весь заваленные огромными валунами. Струя бьется на части, перетекает от одного берега к другому, постоянно падая вниз, стекая между камнями, сливаясь большими и малыми потоками. Требуется постоянная работа. Но вполне возможны чалки, остановки. есть возможности обнести там где в нашу воду непроходимо: первый водопадный слив, много камней, возможен киль или поломка катамарана. Через 70 метров поперек реки лежит бревно - очевидный непроход. Дальше идти можно остаточно спокойно до третьей ступени. Там негабарит плюс еще одно бревно. Перед четвертым сливом справа красивыми водопадами впадает приток. Мы по берегу дошли до нижней стоянки. На тропе, идущей над щеками памятник туристам- водникам, погибшим здесь во время семинара. Вернувшись по верхней тропе, мы стали обсуждать тактику прохождения. К нам подошел Сергей из Москвы. Он единственный из всей группы собирался проходить ущелье. Решено было что первыми пойдет наша двойка и он на каяке, а затем, после замены Веры на Романа будет проходить четверка и вторая двойка. Вечером устроили вечер песен вместе с москвичами. Оказывается они знают нашего ведущего водника Приморья - Гену Тарана, встречались на Китое в 94 году.

10 - прохождение щек
С утра палатка Ромика, Андрея и Вадима, переименованная в палатку "Три бандита", понесла вещи по тропе вниз. Вернувшись Вадим с Романом стали готовиться к прохождения, а мы к страховке. Вышли они около 11 часов, без проблем прошли начало и зачалились перед основным сливом первой ступени. Порядок движения - катамаран, а за ним каяк. Обнесли его и перечалились до бревна. Вторую ступень прошли практически без приключений. Перед концом третьей зачалились к камням левого берега и обнесли ее. Дальше осмотрели четвертую ступень, подобравшись по правому берегу вплотную. Катамаран прошел четвертую ступень без проблем, а Сергей на каяке прошел первый большой слив и кильнулся во втором, но тут же встал без посторонней помощи. Выходная шивера проблем не вызвала. Прохождение заняло около 3х часов. Мы все вернулись в лагерь и пообедали. Вторым заходом должна была пойти моя четверка и двойка Миши. Веру заменил Роман, а она пошла пассажиром. Проскочив начало мы зачалились вправо. Роман и Андрей стали уговаривать остальных попытаться прыгнуть в главный слив первой ступени. Но я отказался, так как вероятность поломать кат была слишком велика. Тут выяснилось, что Костик в спешке не надел спасжилет! Пришлось сгонять Вадима, который пришел нас фотографировать в лагерь. Дальше мы удачно миновали бревно и двинулись дальше. Узкие проходы между камнями на нашей четверке проходились с трудом. В конце второй ступени носовые замешкались, и правая гандола впечаталась в камень. Нос катамарана замялся и труба рамы ударила вместе с ним в камень. Но поток был не очень сильный, поэтому нам удалось вытащить расклиненный между камнями катамаран и двинуться дальше. Но через 20 метров нас навалило на правую низкую скалу. мы срочно эвакуировались на нее и попытались вытащить катамаран. И обнаружили, что правая гандола уже наполовину спущена. Оттащившиь в улов за скалой попытались накачать катамаран, но воздух выходил наружу. В это время, недождавшись сигнала за нами на прохождение второй ступени двинулась двойка Миши и Виталия. Их навалило на туже скалу, что и нас и тут же кильнуло. Миша поплыл отдельно от катамарана и выплыл на камни у левого берега. Виталий шел вместе с катамараном и вскоре его вытащил на камень в середине русла. Мы оставались на правом берегу со сдутым катамараном. Вадим с левого берега с морковкой помог Мише вылезти на берег. Роман и Андрей вытащили кат-2 и перевезли Мишу на нашу сторону. В это время я и Костик пытались вытащить нашу четверку. Но в баллон набралось очень много воды и поднять гандолу было невозможно. Пришлось сливать воду, подвязывать резинкой пробитый нос у надувашки и накачать кат. После этого мы двинулись дальше. Третью ступень мы обнесли почти всю и Миша с Виталием тоже. Перед четвертой ступенью мы еще раз накачались и пошли на прохождение без разведки. Несмотря на страшный вид слива проходится он очень просто. Мишин кат обнесли и мимо 4 ступени. Выходные шиверы несложны, но расслабляться не дают. Мы зачалили кат у нижней стоянке. Он требовал серьезного ремонта. Помимо пробитой гандолы была переломана в месте коррозии трубы еще дюралевая поперечина. Возвращаясь назад мы встретили москвичей, которые обносили катамараны дольше, чем мы проходили ущелье. Подошла еще одна группа, из Благовещенска. Они распросили нас о прохождении каньона. Мы сходили за вещами в верхний лагерь. Путь наверх не сильно торопясь занял около 40 минут. Вниз гружеными около 50 минут. Разбили лагерь внизу и вечером устроили вечеринку вместе с Благовещенском и частью московской группы.

11 - дневка
С утра московкая команда двинулась дальше. Благовещенск решил проходить каньон, но договорился заменить двух своих на Романа и Андрея. У их команды две четверки, гораздо меньше нашей по длине. Мы с Костиком занялись ремонтом ката. После обеда дошли катамараны Благовещенска. Они благополучно прошли почти все, но в четвертом сливе один из катамаранов сел на камень, развернулся и вошел в слив кормой. В результате - киль четверки по диагонали. Никто не пострадал, только утопили одно весло. Вечером устроили огромную баню, на обе наших команды. Дров в округе просто огромное количество. Видимо несколько лет назад здесь был большой пожар, и с тех пор в лесу находиться огромное количество засохших осин. Одновременно парилось 15 человек. Когда пар подостыл мужики пошли пить, а их место заняли женщины - одна наша и одна их. Посиделки затянулись далеко заполночь. Благовещенцы завтра собирались идти дальше до притока, подниматься по нему до верховий Хончина и сплавляться по нему. Мы же собирались дойти до водопада, а потом заглянуть на последний каньон Хончина.

12 - сплав до водопада
Вышли часов в 11. Погода испортилась, небо было затянуто, но дождя не было. Порог амбартогольский по описанию 4 категории, не заслуживает даже разговоров. Дальше - перекаты и перекаты. В устье Амбарто-гола встретили группу с Южного Урала. Они шли на Онот, но после нескольких дней пешки попали на Урик. Мы дали им свою вторую лоцию, а взамен они отдали подробную лоцию по Оноту. Больше всего меня доконал вопрос одного из них:" А почему вы без сапог?" Остальную чать Урика до водопада мы шли около 5 часов. Уровень воды - низкий. На перекатах периодически садились на камни. Пряпятствий до водопадного ущелья нет. В самом ущелье есть прижимы с мощными противотоками. Описания примет водопада правильное, если осторожно двигаться то пропустить водопад очень сложно. Мы поставили лагерь наверху. Водопад очень красив, долго смотрели и фотографировались. Вечером пошел дождь.

13 - дневка на водопаде
Всю ночь и с утра шел дождь, поэтому мы решили сегодня никуда не ходить. Вода прибывала. Сначала она потихоньку залила берега, а потом стала все больше и больше подступать к лагерю. Вечером стало ясно, что если дождь продолжиться, то ночью лагерь может смыть. Решено было эвакуироваться на нижнюю стоянку, там до воды дальше. Водопад уже тек в два русла.

14 - дневка на водопаде
Рано утром был максимальный уровень воды. На месте нашего верхнего лагеря кое-где ночью плескались волны. Но дождь кончился и уровень воды стал уменьшаться. Порог на выходе водопада, где позавчера были одни камни выглядел угрожающе. Решили подождать до завтра.

15 - сплав до устья Хончина и занос наверх судов
Вода заметно упала. Мы собрались и прошли по реке 10 минут до устья Хончина. Миша сделал остановку и сфотографировал водопад с другого берега. Пока варился обед Роман и Вадим потащили двойку наверх. Я остался, чтоб подождать их возвращения и решить - стоит ли заносить четверку наверх. Миши и Виталий позже тоже потащили наверх двойку. Уже ближе к вечеру вернулся Роман. Он сказал, что четверку, если разобрать, то можно будет быстро дотащить. Разбирать никому не хотелось. Мы с Верой пошли наверх, в разведку. Пройдя несколько км я понят, что сегодня нам дотащить четверку не удасться. Так как многие уже спешили домой я решил, что прохождения двоек будет достаточно. Каньон Хончина очень красив. Воды в нем меньше чем в Урике, но у нас был паводок. К сожалению на фотографиях не удалось запечатлеть основное его пряпятствие - 3 метровый водопад.

16 - сплав по Хончину и дальнейший сплав до 95 препятствия
С утра пятеро ушли наверх, а остальные остались в лагере. К обеду каньон был пройден. В хончинском водопаде двойка Романа и Вадима с пассажиром Андреем кильнулась, утопили весло. Миша и Виталий водопад обнесли. После обеда мы продолжили сплав по Урику. Препятствия на участке водопад - Чертово ущелье достаточно несложные. Но зазевавшись можно куда-нибудь влететь. через 2 часа сплава мы миновали устье Даялык. В пороге стоит неслабый вал, но гладкий и ровный. За устьем начинаются шиверы, в нашу воду все залито, кругом валы и бочки. Встали около 95 препятствия, на правом берегу, возле большой кучи дров - нанесло в паводок. На берегу огромное количество брусники. Погода наладилась, весь день светило солнце.

17 - сплав до 150 препятствия
Вышли с утра и без просмотра дошли до 100 препятствия. Попытались его прсмотреть, но ничего не вышло - слишком долго обходить, поэтому плюнули и прошли так. В 101 пороге увидели как закружило переднюю двойку Романа, поэтому зачалились и прошли без пассажира. За 101 следуют Чертики - ключевое препятствие данного участка. Осмотр по правой стороне. С виду порог достаточно простой, но вода уже набрала мощь. Первой прошла двойка Романа, они там здорво накуролесили, но проскочили без проблем. Потом прошли Миша с Виталием. Они спокойно обошли все бочки и валы. На четверке заменили Веру на Романа. Входная шивера не представляет ничего особенного. Первая ступень в нашу воду легко проходиться справа, что сделал Мишин кат. Основное течение - тоже вправо. Но поиски приключений повели нас влево. Мы зашли почти самым левым и попали как раз в бочку неслабых размеров, осложненную косым валом. Удар валом по диагонали очень силен, у нас даже вылетела скрутка. Корму немного притопило, но потом выплюнуло дальше. Во второй части мы нормально ушли влево и пробили выходную бочку. Рассевшись по местам мы двинулись дальше. 102 -105 прошли без проблем и без разведки. Подходя к 106 походной колонной я увидел, что двойка Романа пошла по центру, где "больше всего плескалось". Вторая двойка Миши обошла все по краю. Наша четверка шла за Романом, когда мы увидели, что между валами что-то мелькает. Еще несколько метров и мы вылетаем на вал, с которого была видна огромная бочка. И в ней перевернутым спокойно лежал "Кулик"! Наша четверка с разгону врезается носами в него. От удара мы тормозимся,катамаран встает на свечку, носы начинают задираться, меня сзади уже накрывает вода, унося мое весло. Еще секунда и катамаран выталкивает из бочки. Перевернутый "Кулик" лежит уже в следующей бочке - поменьше. Выбиваем его и оттуда, догоняем. Андрей с носа хватает за него. Выгребаемся и чалимся за порогом. Горе - проходители уже на берегу. Утоплены их тарелки и кружки - положили поближе в карман вот и остались без посуды.Мое весло я выловил возле берега. Делаем обед. Дальше Роман с Вадимом идут осторожно, не суясь во все бочки. Пороги становяться проще, идем совершенно без разведки, подстраховывая друг друга. С трудом опознаем порог Крокодилы. На ночевку становимся у 150 препятствия. Едим поспевшие кедровые шишки. Орехи мельче, чем у наших кедров, но тоже вкусные.

18 - сплав до устья Урика
Выходим утром. Оставшиеся препятствия - перекаты и шиверки - ничего сложного. Река несет хорошо. Перед обедом слышим шум. Андрей говорит: самолет, АН-2, двухмоторный. Вскоре из за поворота появляются две моторные лодки - обознался :). Обедаем возле зитмовья на отличном песчанном берегу. После обеда созерцаем красивые утесы на левом берегу - красный, белый. У красного утеса внизу - труба - артезианский источник. к вечеру проходим мимо поселка - впечатление что все вымерли - ни одного человека. Уже к вечеру потерявшись в протоках незаметно вплываем в реку Большая Белая. Ночуем, решив завтра плыть до Онотского моста. Погода весь день - отличная, за день мы прошли расстояние 60 км.

19 - сплав до Онотского моста , антистапель - сушка, сборка
Оставшиеся 20 км по Б. Белой прошли за 4 часа. У моста устраиваем антистапель, сушимся, собираем рюкзаки. Отмечаем удачное окончание маршрута с увесилительными мероприятиями. Изготавливаю тортик, который был торжественно съеден. Но водка у народа уже кончилалась, поэтому они не очень веселяться. К вечеру погода портиться - ночуем под мостом. Автобус из Онота должен идти рано утром.

20 - дорога до Иркутска
Встали вовремя - запаковали рюкзаки и на дорогу. Автобус прошел около 8 часов - не взял - полон туристов. Сначала ловили попутку, а потом самые нетерпеливые Миша с Виталием пошли вперед и договорились с машиной в поселке. В три рейса до Голумети, за небольшие деньги, которым мужик был очень рад. Самое веселое оказалось впихивать раму от четверки длиной 220 в малогабаритный салон жигулей. Вошла наискось из окна в окно. В Голумети подождали автобус. Мне показали плакат : "Скоро приедет цирк, главный клоун Антошка". Повеселились - цирк то уже приехал. Народ как обычно глазел на "придурков из лесу". Сели в автобус и доехали до Черемшан. Билетов на поезд нет - на электричке едем в Иркутск. Билетов нет и там, ночуем на вокзале, ловим билеты. Вечером поучавствовали в мероприятии под названием "бомба в вокзале". Народ наш ушел гулять по городу, пришлось эвакуировать рюкзаки мне да Юрке. Через полчаса милиция сказала - можете занимать свои места, тут и наши подошли.

21- день в Иркутске.
Сходили в гости к местным туристам: к Тараканову Саше. Он предлагал остаться у него на ночь. Мы не рискнули и правильно сделали.

22 - в 4 ночи сели на поезд во Владивосток.