О Т Ч Ё Т

 

О ВОДНОМ ПОХОДЕ  Четвертой  КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

Хабаровский край - Амурская область

ВЕРХНЕ буреинский район РЕКА АКИШМА

С 31 июля по 9 августа 2006 ГОДА

 

г. Владивосток, 2006 г.

1. Оглавление

 

1.     Оглавление  ..………………………………………………………2

2.     Справочные сведения ………………………………………….….3

3.     Содержание отчёта ………………………………………………..4

4.     График движения  ..………………………………………………..6

5.     Техническое описание прохождения группой маршрута ………8

6.     Стоимость питания и средств передвижения …………………...12

7.     Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута  …13

8.     Схема реки  ……………………………………………………….. 14

2. Справочные сведения

 

Проводящая организация: Молодежная общественная организация “Владивостокский клуб краеведения и туризма” (Подвальчик Банникова)

 

Руководитель группы: Брянцев Д.С.

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

ходовых дней

водный

4

328

в.т.ч

10 - пешком

318 - сплав

10

9

31.07-9.08

 

Район: Хабаровский край, Амурская область, Верхнебуреинский район,  река Акишма.

 

Нитка маршрута: г.Владивосток – г.Чегдомын – пгт.Шахтинский - п.Софийск – сплав по р.Акишма, р.Ниман, р.Бурея – п.Усть-Ургал – ст.Ургал – г.Владивосток

 

Суда:

Катамаран 4 местный. Самодельный. Рама из древесины сухой лиственницы, изготовление на месте. Сборка на резиновых лентах. Посадки жесткие изготавливаемые на месте. Упоры ременные.

 

Состав группы:

Фамилия, имя,

 отчество

Домашний адрес,

телефон

Опыт

Обязанности в группе

Размещение на судах

1

Брянцев Денис

Сергеевич

г. Владивосток,

 ул. Терешковой 3а кв.25,

тел. 27-31-58

Кема (3р),

Утулик (3р),

Ток (4у), Ока-саянская (4у)

Руководитель, рыбак

К4 пр.корма

2

Кудрявцева Светлана

Олеговна

г. Лучегорск,

3 микрорайон, д. 5, кв. 25

Кема (3у), Ока-саянская (4у)

Утулик (3у),

Туюн (3у)

Хронометрист

К4 лев.нос

3

 

Гвоздецкий Антон

Сергеевич

г. Владивосток,

ул. Сабанеева 13 кв. 101

Кема (3у), Тигровая (1у), Милоградовка (1у), Киевка (1у)

Участник

К4 лев.корма

4

 

Белгородцева Татьяна Олеговна

Владивосток,

ул. Енисейская, 18  кв. 163

Тигровая (1у), Ниман (3у)

Фотограф

К4 прав.нос


3. Содержание отчёта

 

Идея похода: Время проведения похода – первая половина августа наиболее теплое время года в указанном районе. Уровень воды на реке не стабилен и определяется интенсивностью осадков. Колебание уровня воды в реке значительно. Из первоначально собиравшейся команды за неделю до старта свое участие подтвердили только четыре человека. Трое имели опыт сплава в одном экипаже, в том числе по рекам 3 к.с. с препятствиями до 5 к.с. (Кема и Ванчин в условиях паводка). Опыт командования имел только руководитель похода – Брянцев Д.С. Состав позволял сформировать надежный экипаж катамарана 4ки или два экипажа на катамаран 2ку, причем один получался слабым. В первом случае за счет большего водоизмещения судна, управляемости командой возрастала пассивная безопасность и надежность прохождения препятствий, во втором варианте появлялась возможность обеспечить фото-видео съемку, и страховку катамараном при прохождении порогов. Предпочтение было отдано К4. Дополнительные соображения – сокращение багажного веса и время на стапеле.

Уровень сложности маршрута соответствовал опыту группы. Для отработки навыков само спасения участников, накануне похода были проведены тренировки на реке Тигровая, испытание катамарана в море на волнах. Малый состав группы сильно удорожал автомобильную заброску при использовании наемного транспорта. График похода завесил от транспортной схемы.

 

Варианты подъезда и отъезда:

 

Заезд:

От г.Владивосток до г. Чегдомын (или ст. Новый Ургал) по железной дороге. До г.Хабаровска любым поездом. В г.Хабаровск пересадка на поезд №663 до станции Чегдомын. Отправление из Хабаровска 10.32 московского времени.

         От г.Чегдомын (или ст. Новый Ургал) до р.Акишма автомобильная дорога на которой следует выделить три участка:

1. Чегдомын-п.Шахтинский – хорошая грунтовая дорога – 78 км. Перед поселком Шахтинский паром через р.Бурея. Паром бесплатный, но загрузить может только технику с высоким дорожным просветом. На грузовые машины требуют разрешение. Паромщик полутрезвый – якут.

2. Шахтинский – Софийск. Грунтовая дорога 40 км хорошей и 50 плохой (броды, лужи)

3. Софийск – р. Акишма через разработки прииска Герасимовский. 42 км. Грунтовая дорога местами плохая.

 

Варианты заброски от ж/д станции:

1)     Наемным автотранспортом, высокой проходимости.

2)     От г.Чегдомын до п.Софийск рейсовой вахтовкой. Отходит от здания сберкассы по понедельникам в 9 или 10 часов. В Софийске искать транспорт. Машины там есть, но они артельные, нанять сложно. Можно подождать попутку до прииска или обратиться к начальнику артели.

3)     От Чегдомына до парома у п.Шахтинский попутками или наемником за умеренную плату. В Шахтинске нанимать высокопроходимую технику.

 

Выброска с маршрута

1. В районе притока Алонка расположена бывшая геологическая база. Есть подход дороги. От базы до п.Алонка дорога порядка 30 км. При наличии договорного транспорта или оказии можно снятся с маршрута там, исключив тем самым не представляющий интереса участок сплава по р.Бурея.

2. От Ж/Д моста через р.Бурея выход на автотрассу. По автодороге 25км нанятым заранее или попутным транспортом до ст.Новый Ургал.

3. От лодочной станции турбазы 3 км выше ж/д моста через р.Бурея) пешком до д.Усть-Ургал 3,5 км. Дорога плохая. Транспорт обычной проходимости везти отказывается. От Усть-Ургала до ст.Новый Ургал 23 км по автомобильной дороге. Рейсовый транспорт отсутствует надо голосовать или нанимать машину. Движение регулярное. Попутчиков берут.

От станции Новый Ургал можно уехать на поезде №663 Чегдомын-Хабаровск отправление 12.49, или поездом Тында – Комсомольск-на-Амуре отправление 10.54 (время московское).

Мы прибыли на ст.Чегдомын утром в Воскресение. Доехали от ст.Чегдомын до окраины г.Чегдомын рейсовым автобусом, 5 км пешком за город и дачные окраины. Поймали микроавтобус до переправы на Шахтинский. От переправы попутной вахтовкой до Софийска. От Софийска до р.Акишмы грузовиком по договоренности с начальником артели.

Выбрасывались от лодочной станции выше ж/д моста через р.Бурея. Пешком дошли до д.Усть-Ургал и 2 км далее по дороге. Попутным грузовичком до ст.Новый Ургал.

 

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

На участке Акишма – Ниман сплав проходит по ненаселенной территории. В районе притока Эльга есть подход дороги. По этой дороге через зимовье Чонхой порядка 70-80 км до Софийска. Ближайшая дорога появляется в районе притока Алонка. На карте отмечены несколько подходов зимников. Зимники, сопутствующие реке, появляются только на участке Ниман-Бурея. Выход по зимникам представляется сомнительным, ввиду протяженности и труднопроходимости. Пеший выход с маршрута в случае повреждения судна, или невозможности продолжать сплав по иным причинам всерьез не рассматривался.

Если по прибытию на место выяснялась невозможность сплава по р.Акишма, запасной вариант – сплав по р.Ниман от моста автомобильной  дороги на Софийск.

 

 

Изменения маршрута и их причины.

Изменений маршрута не было. За счет высокой скорости движения был уплотнен график похода.

4. График движения

 

Дата

Участок

 маршрута

км

Техническое

описание

Время движения

Метеоусловия

30.07

Ст.Чегдомын – Шахтинский Софийск

 

Автомобильная дорога.

 

Переменная облачность, временами ливни.

31.07

Софийск – р.Акишма.

Стапель

 

Автомобильная дорога

 

Пасмурно. Временами дождь

1.08

Стапель – подножье г.Акишма

10

Перекаты, отмели, расчески

16:55-19:00

чхв ≈

2ч.5 мин

Переменная облачность. Вечером дождь.

2.08

г.Акишма – р.Мал.Нанаки

44

Перекаты, расчески, рассеянные камни в русле.

10:30-20:00

чхв ≈

8ч.30мин

Переменная облачность. Временами дождь.

3.08

р.Мал.Нанаки– р.Огибкан

41

пр-я № 1...50 простые порожки (сливы), шиверы, каменистые перекаты.

10:50-18:40

чхв ≈

6ч 20мин

Переменная облачность

4.08

р.Огибкан-п.Слон (р.Олоно)

полудневка

8

п.Аполлон, шиверы, п.Разбойник, п.Апперкот, п.№57, п.Слон

10:00-14:30

чхв ≈

1ч. 30мин.

Ясно.

5.08

п.Слон (р.Олоно) – п.Казан

18

Пороги Строителей, Ожидание, Буреломный, Гиппопотам, Реторта, Каньон, Коридор, №76, №77, шивера Салазки, порог Атланты, шиверы-перекаты, п.Казан.

10:20-17:00

чхв ≈

3ч 30мин

Переменная облачность. К вечеру небольшой дождь. Встречный ветер

6.08

п.Казан – р.Ын

26

Порог Коромысло, шиверы, валы,  шиверы верхнениманской трубы.

11:30-17:00

чхв ≈ 5ч

Переменная облачность

7.08

р.Ын – р.Б.Аимка

58

Каменистые перекаты, местные плюхи до 0,8м, острова.

10:05-17:00

чхв ≈

5ч 55мин

Переменная облачность. Сильный встречный ветер

8.08

р.Б.Аимка – р.Нимакан

55

Шиверы, урочища, коридор (нижняя труба), валы, острова.

10:55-18:55

чхв ≈

5ч 30мин

Переменная облачность. Временами грозовой дождь. Встречный ветер

9.08

р.Нимакан – ж/д мост через р.Бурея

58

+

5

Отмели, острова.

8:30-13:20

чхв =

4ч 20мин

Переменная облачность. Встречный ветер. Утром туман

5. Техническое описание прохождения группой маршрута

 

30.07 стЧегдомын. – п.Софийск.

9:45 Чегдомын. Местный извозчик (типа таксист) с джипом до Софийска везти отказывается, предлагает везти до переправы на Шахтинский за 4.5 т.р., утверждая, что на вахтовку мы не сядем. Вежливо отказываемся. Поговорили с местными – вахтовка вполне свободная ходит, но 1 раз в неделю, и это завтра. На местном рейсовом автобусе подъехали ближе к окраине. Докупили хлеба и спичек. Пешком вышли за границы жилья и дач на дорогу в сторону Шахтинского. Прошли порядка 5 км. Расположились у дороги на ручейке. Пока грели чай, поймали микроавтобус, который за 1 т.р. довез нас до переправы через бурею перед Шахтинским (78 км). Дорога хорошая, за ней регулярно следят, и даже раздолбанный микрик держал приличную скорость. Солнечно, жарко.

15:40 Переправа на пароме. Паромщик – слегка трезвый якут. Переправились и расположились на берегу Буреи чуть ниже переправы. С прицелом ждать попутку или завтрашнюю вахтовку. Только устроились и растянули палаточный тент, пошел короткий, но очень мощный грозовой ливень с ветром. За ливнем другое явление природы – пара парней на мотоцикле «Урал» с самогоном в багажнике. Пришлось пообщаться. И хотя парни из местных охотников, полезной информации было не много. И дождь, и гости унеслись, мы стали готовить ужин.

На переправе появился Камаз с кунгом. Срочно свернулись и упаковались. И правильно. Машина шла в Софийск. Шофер был готов нас взять. Этот тот самый человек, что забрасывал в прошлом году группу Дроновой Ю.В. на Акишму и Ниман.

19:20 грузимся. Надежды нормально поесть очередной раз накрылись, зато мы едем! Дорога плохая. Едем, считаем грибы на обочине, болтаем. Стемнело. 23.30 Прибыли в Софийск. Водитель не только не взял с нас денег, но и разрешил ночевать в машине. Это было очень кстати, учитывая, что начался мелкий дождик, а по темну проблемно найти даже выход за село. Ужин заварной лапшой.

 

31.07 п.Софийск - прииск.Герасимовский - р.Акишма - стапель.

Начался дождь. Утром выяснялось, что свободный транспорт в Софийске нанять сложно. Он весь артельный. Нам посоветовали обратиться к начальнику (хозяину) артели Кочеву. Что мы и сделали. И через полчаса нам подогнали грузовик, который за 1.5 часа доставил всю компанию на Акишму. Кого в кабине, кого в кузове, - под моросящим дождиком в компании с лязгающем и летающим металлоломом. Дорога начинается со сложного брода и болотистого участка, частично идет по разработкам золотодобытчиков, после разработок дорога в основном хорошая, хоть и отсыпана по болоту.

Автомобильная заброска  Чегдомын-Акишма 210 км.

Дождь притих. Располагаемся на правом берегу. Выше брода, напротив домика хорошее место стоянки. Погода пасмурная. Временами дождь. Варим на обед борщ, начатый еще вчера. Первая нормальная еда после поезда. Разведка обнаружила, что дальше по дороге на обочинах много переспелой жимолости. На косе попадаются грибы. Стапель. К вечеру заготовлены жерди, связан каркас без посадок, собраны и подкачаны баллоны (в том числе поправлено место клапанов на одном), собраны все весла. Как оказалось, брод – оживленное место, - то и дело машины мотаются между прииском и поселком, что расположен на несколько километров по дороге дальше нашей стоянки. Несколько раз народ приходил пообщаться.

 

1.08 Стапель – г.Акишма

Подъем в 8 часов. Погода улучшается. Уровень воды не изменился. Продолжаем стапель. Делаем посадки.

16:55 Обед. Заканчиваем сборку катамарана. Собираемся на воду.

16:55 Отчаливаем. Типичная небольшая таежная речка. Перекаты, заломы, подмытые берега, расчески. Все в меру. Ориентироваться пока сложно, обвыкаюсь  к карте и  привязке на местность.

19.00 Стоянка на высокой косе напротив г.Акишма. Рыбы нет, зато много подосиновиков в кустах по кромке. К вечеру закрапал дождь.

 

2.08 г.Акишма – устье р.Малая Нанаки.

Ночью шел дождь. К утру он притих. Пока вставали и завтракали, стало прояснять. Утром после раздумий переделал грузовую площадку под рюкзаки. Сменили схему укладки груза.

10.30 отчалили. Идем. Отрабатываем слаженность и приемы ТВТ. Ставим  гребок Постановка гребка отдельным членам экипажа. отдельным членам экипажа. Провели заплывы в спасжилетах и с самостоятельным выходом на катамаран из воды. С привязкой карты к местности полностью освоился. Речка становится чуть шире. На перекатах шкрябаться уже практически не случается. Из препятствий стоит отметить крупно каменистые перекаты-шиверы в районе притока Эльга, не обозначенные на карте, но заставившие вспомнить верховья р.Туюн.

Шли без обеда с остановкой на перекус.

В Районе устья Б.Нанаки не обнаружилось места удобного для стоянки. В кустах правого берега остатки зимовья. Пошли дальше.

20:00 Встаем на стоянку возле устья М.Нанаки. На правом берегу, в основании крупнокаменистой косы на кромке леса. Здесь есть расчищенные места. Смутно угадывается выход зимника. На левом (высоком) берегу притока видны обитаемые строения. Вагончик, сарай, перевернутая алюминиевая лодка, тряпки на веревке.

3.08 Устье р.Малая Нанаки – устье.р.Огибкан.

Подъем как обычно около 8:30. Неспешные сборы. Сегодня Д/р Тани.

10:50 Выход. Река потихоньку набирает воды. И уровень, похоже, выше малого. Кустики прибрежной травы залиты. Прошли первый плановый порог. С красным камнем «скалой» в русле. Локальное препятствие с простыми гладкими язычками сливов и небольшими плюхами. Далее в течение всего дня препятствия №2 – 50 обозначенные на карте как шиверы с валами и представляющие собой каменистые перекаты или рассеянные обливные камни.. У впадения мелкого притока первый пойманный хариус. За время обеда еще крупный хариус и ленок. Погода переменная. Утром около 18°С, днем прогревает до 25°С и выше. Переменная облачность. В районе обеда дождик, потом солнце.

16:50 Подошли к устью р.Датык, где планировалось встать на ночевку. Место не понравилось. В кустах разрушенное зимовье. Поляны нет.

Прошли до р.Огибкан.  На левом, высоком берегу притока приличное место под стоянку. Костровище, есть места под палатки. В 40 м выше  впадения на притоке большая яма под скалой. Интересная для рыбалки и удобная для устройства бани. Что подтверждал готовый каркас из жердей. Рядом с лагерем голубичное болотце. Обеспечившее дополнение к праздничному тортику.

 

4.08  устье.р.Огибкан.- п.Аполлон – п.Разбойник – п.Апперкот – п№57 - п.Слон. (устье притока.Олоно)

10.00 Выход. Прошли часть полузалитой шиверы и зачалились, согласно рекомендации на схеме, на правый берег до поворота, чтоб перелезть через хребтик на просмотр порога Аполлон. Напрасно. Сильно намаялись. Порог простой. Линия движения видна с воды. Порог в нашу воду представлял собой два слива по сторонам от скального островка. Правый основной. На выходе валы до 0.5м. Чалится для просмотра можно  непосредственно перед порогом на повороте на левом берегу. Прошли правым основным.

         Порог Разбойник осматривали всем экипажем с правого берега. Затруднились в определении описанных 3 ступеней и с отделением их от последующих «шивер». Да и с объявлением препятствия порогом согласия нет. Отдельные бочки, спровоцированные камнями, которые легко можно обойти справа вдоль берега. Прошли по центру между бочек по валам. Последующие два препятствия, поименованные в лоции шиверами, как таковые не опознали. Очевидно, они были залиты и выродились до простых плюх. Через 200...300 м (а не 600...800 по карте-схеме!) сразу за притоком слева (отмечен выносом камней) порог Апперкот. Отчасти из-за указанного сбоя привязки, отчасти разочарованные предыдущими порогами в п.Апперкот вошли без просмотра. Линия движения в пороге с наплыва угадывается. Основной слив справа вдоль скальной стенки с прижимом. Уходя от прижима на выходе, взяли левее, где острых ощущений добавила бочка. Это был первый серьезный порог, который стоил просмотра по нашей воде.

За Апперкотом зачалились на левый берег. Засняли сверху порог. Провели осмотр следующего порога №57по карте (№63 по схеме). Препятствие начинается с длинной заходной шиверы со значительным падением, заканчивается группой бочек и валов. Прохождение требует маневра. Мы заходили в шиверу слева, потом прямо ближе к левому берегу в пороге отработали вправо, выход по основному сливу. За порогом прямой спокойный участок до п.Слон. Зачалились на правом берегу в 50 метрах выше притока Олоно. Просмотрели всей командой порог. До «хобота» от воды около 0,5м. Отвязали рюкзаки.

14:30 Прохождение п.Слон. Заходили чуть правее середины. Дальше прямо краем бочек левее полу обливного и прямого камня. Отработали от прижима. Зачалились на правом берегу за скалу во второе улово. Подняли катамаран до деревьев (выше уровня паводка). Полудневка. Солнечно. Читали тетрадку в зимовье. Протопили баню. Вечером на пороге хорошо ловился хариус.

 

5.08 п.Слон – п.Строителей – п.Ожидание – п.Буреломный – п.Гиппопотам – п.Реторта –п.Каньон – п. Коридор – ш.Салазки – п.Атланты - п.Казан

7:30. Подьем. 9:00 вышли от стоянки. Перешли Олоно частично по камням, частично вброд. Затем поднялись высоко на берег. Шли к катамарану верхом через лес, т.к. Т.Белгородцева боялась ходить по камням. Обход тяжелый. На мой взгляд, проще и быстрее было добраться по скалам.

10:20 Встали на воду. Перед порогом Строителей чалка на левый берег. Просмотр. Прохождение с маневром. Следующая шивера и п.Ожидание просматривались совместно. На выходе из п.Ожидание оказалась приличная бочка, незамеченная с берега за валами слива. Катамаран повернуло и остановило секунд на 5 прежде чем удалось вырваться п.Буреломный просмотр по левому берегу. Прохождение придерживаясь левого берега. п.Гиппопотам, Реторта, Каньон, Коридор. отдельно не выделяли шли после просмотра с левого берега. При прохождении осложнений не возникло. Шивера Салазки также осмотрена с левого берега. Заход слева, потом отработка вправо обходя камни.

12:30 Чалка на правый берег перед порогом Атланты. Просмотр провели всей группой. Основное русло справа. Ближе к левому берегу  нечто вроде островка или залитой косы из больших валунов. Разгрузили катамаран. Намеченная линия движения приближение к порогу от левого берега по спокойной воде, обходя большие камни, заход в порог чуть левее центра основного русла, прохождение в касательную слева от больших полуобливных камней, по краю больших бочек. Полностью реализовать намеченное не удалось. На заходе перед порогом зацепили подводный камень и вошли на 0,5 м правее расчетного. Пришлось выправлять курс на ходу. На выходе левым бортом попали в большую бочку справа. Крутануло, но прошли без задержки. Чалка влево. Обнос рюкзаков. Занести катамаран на повторное прохождение по камням дело сложное и опасное. От этой идеи отказались. Перекус с загоранием. Рыбалка. Запланированный на день участок прошли. Но хорошего места под стоянку на пороге и поблизости от него нет.

13.45 Идем дальше. Река полноводная. Препятствия упростились. По типу это небольшие залитые шиверы или скорее крупно каменистые перекаты с валами. Идем сходу. Ищем место под стоянку. С этим плохо. Высоких удобных кос нет, а берега тундро-таежные, заросшие. К вечеру погода стала портится, накрапывает мелкий дождь. Прошли препятствие Казан. Два завитка-водоворота вызванные выходом с левого берега скальника в русло. В нашу воду основной был справа, а не слева как в описании. Идется легко сходу.

17.00 Песчаный взгорок на правом берегу в 1 км ниже Казана ставим лагерь. Судя по следам, не мы первые из катамаранщиков здесь обосновались. Прошел мелкий дождь. Ягоды в лесу нет. Грибы только лисички. Рыба снасти с мушкой не берет.

 

6.08 п.Казан – п.Коромысло – Верхнениманская труба - приток р.Ын

Подъем около 8 часов. Утро ленивое. Сушимся.

11:30 Отчалили. Река широкая. Туман поднимается. Погода ясная. Препятствия шиверо-перекаты с валами. Среди них остался не выделенным на общем фоне п.Коромысло.

12:30 Прошли стрелку Акишмы с Ниманом. Коса (почти остров) низкая, дров не видно. Но есть отдыхающие с палатками, надувной лодкой и сетью. У берега Нимана ПСН с поднятой не отпоротой палаткой. Вода Нимана заметно мутнее Акишмы. В начальной части Вехнениманской трубы интересная шивера (№118 по схеме) с большими валами. Линия движения и маневр по ситуации. На правом берегу видна табличка. Остальные места заметно проще.

Водомерного поста в районе 148 км не обнаружено. Следов с воды тоже не просматривается. Река широкая.

14:30 Обед.

17.00 Устье притока р.Ын. Напротив устья на левом берегу Нимана рыбацкая стоянка: баня, стол, навесы, лабаз на дереве.

Солнечно. После 12 часов дул нарастающий встречный ветер. Из рыбы на этом участке реки ловились только 15см. чабачки.

Отдыхаем, загораем, топим баню.

 

7.08 р.Ын –устье р.Б.Аимка

7:00 подъем.

10:05 Выход на воду.

После 12часов задул сильный нарастающий встречный ветер. Пришлось сильно упираться. Солнечно. Река широкая. Из препятствий только каменистые перекаты, местные плюхи до 0,8 м., острова, местами полузалитые низкие косы с широкими отмелями.

13:30 Пройдено 30км. Перекус.

Отмеченные на карте строения в районе урочища Агдони с воды не просматриваются. На берег искать не выходили. Время от времени проносит грозовые тучи. Иногда с ливнем.

17:00 Встаем на правом берегу перед притоком Б. Аимка. Место стоянки удобное. Продуваемое. Сухое. Выше по притоку несколько интересных в плане рыбалки ям. Но выудить ничего стоящего не удалось. Выше лагеря поляна с островками голубичника. Ягоды много. По полосе кустов угадывается заросшая колея.

С 20:00 стал слышен медленно нарастающий гулкий грохот. К 21:30 Стало понятно, что приближается грандиозная гроза. Укрепили лагерь, подняли кат к палаткам. За картами и голубикой устроились ждать бурю. Но, приласкав нас ветром и взбодрив небольшим дождиком, гроза прошла стороной.

 

         8.08 р.Б.Аимка – р.Алонка - устье р.Нимакан

8.10 Подъем.

10.55 Выход на воду. Река широкая. Течение около 5 км/ч, но сильный встречный ветер. Непрерывно гребем. Переменная облачность. Из интересных препятствий можно отметить 3 шиверы урочища коридор (Нижняя Ниманская труба). В районе 235, 238, 241км. В нашу воду камни шивер были залиты и образовывали скопление небольших бочек и валы до 1 м на выходе. Большой сложности при прохождении не представляли, но поплюхаться было приятно. В начале урочища нас накрыло сильным ливнем. После ливня над водой стелился туман, сильно ограничивший видимость. Что придавало некоторую пикантности сплаву.

14:00 Устье р.Алонка. Оставленный поселок геологов. Надежды перехватить здесь машину не оправдались. Устроились на обед.

Ниже устья р.Алонка широкая река и сильный встречный ветер, местами отмели с перекатами. Перед впадением р.Нимакан острова. Гребля против ветра выматывает. На перекус чалились к берегу.

18:55 Встали у леса на косе на левом берегу  в месте слияния Нимана и Нимакана. Много плавника. По кромке леса есть малина. Завтра день выброска с маршрута, потому готовим финальный тортик и раздаем по заслугам.

         9.08  р.Нимакан – р.Бурея – ж/д мост через р.Бурея.

6:00 Подъем. Сборы в тумане.

8:10 Отчалили. Густой туман, острова, разбои. Не заметили, как перешли в Бурею. К 10 часам туман стал рассеиваться, но ориентированию на местности это помогло слабо. Сплошные острова, перемываемые косы, отмели. Определялись скорее по времени сплава. На реке заметны следы пребывания человека. Мусор, припаркованные лодки, слышен шум работающих машин. Солнце стало припекать, начался встречный ветер, усилившийся к 12 часам до очень сильного. Последние 1.5 километра вдоль железной дороги шли 20 мин.

13:20 Чалимся напротив лодочных гаражей у турбазы на левом берегу (2.5 км выше ж/д моста). Антистапель. Сушка. А.Гвоздецкий пошел в Усть-Ургал за машиной. Дорога до поселка плохая. Машины идти отказываются.

16:10 Двинулись от лодочных гаражей (турбазы) к деревне. Жарко. На дороге большие грязные лужи. Приходится обходить лесом. Много комаров, мошки. Сняли 3 клеща.

16:45 Усть-Ургал. Задерживаться не стали, потопали в сторону Ургала по хорошей грунтовке. Минут через 15 остановили микрогрузовичок, довезший нас до вокзала ж/д станции Новый Ургал.

17:20 Ж/Д станция Новый Ургал. В результате интенсивной гребли  и стечению обстоятельств с маршрута вышли на 3 дня раньше планового. Оставалось время и продукты. Была идея прокатится на р.Туюн «в баньку и за ягодой». Но в силу того, что раму бросили перед пешим выходом, была информация о подтоплении низовьев Туюна и других причин от нее отказались. Удалось взять билеты на поезд до Хабаровска на этот же день (т.е через 1ч. 30мин). Места плацкартные в разных вагонах на боковушках. По сотовому телефону (СМС через роуминг Билайн) сообщили во Владивосток о выходе с маршрута.

         На следующий день были в Хабаровске. Из Хабаровска уезжали раздельно. Белогородцева с Гвоздецким взяли плацкартные билеты на харьковский поезд на тот же день. Кудрявцева и Брянцев благовещенским поездом до Лучегорска, и оттуда на следующий день купейным на «России» до Владивостока.

 

6. Стоимость питания и средств передвижения

 

Затраты на питание на маршруте и частично в дороге составили 532р/чел

Затраты на проезд:

Ж/д плацкарта Владивосток – Хабаровск = 417.4 руб./чел

Ж/д, плацкарта Хабаровск – Чегдомын = 450.1 руб./чел

М/а Чегдомын – п.Шахтинский = 250руб./чел

Попутка Шахтинск – Акишма = халява

М/г Усть-Ургал – Нов.Ургал = 25 руб/чел

Ж/д плацкарта Нов.Ургал - Хабаровск = 428.8 руб./чел

Ж/д плацкарта– Хабаровск Владивосток = 417.4 руб./чел

Ж/д плацкарта– Лучегорск = 272,1 руб./чел

Ж/д купе– Лучегорск - Владивосток = 1358,3 руб./чел

Итого проезд 1988,7руб. и 3201,7 руб.

Затраты на комплектацию аптечки, ремнабора, подготовку группового снаряжения, фото материалы в смету не вошли и составили около 500 руб.

7. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

 

Поставленные цели похода по совершенствованию спортивного-туристского мастерства, популяризации водного туризма достигнуты. Маршрут пройден полностью, безаварийно, с опережением графика, в спокойном плановом режиме, с соблюдением разумных мер безопасности. Участники познакомилась с интересной малозаселенной сплавной рекой, закрепили навыки прохождения водных препятствий характерных для горно-таежных рек. Проверили новое снаряжение. Отдохнули.

Для ориентирования на маршруте использовали карту-схему «По Акишме» 1:50000 и рукописную схему препятствий – кроки. На участке до устья р.Нимакан карта-схема позволяет четко привязаться к местности. Ручная схема четче определяет расположение препятствий, особенно в каньоне «Поющие скалы».. Есть не соответствие размещения и описания не ключевых препятствий по факту и по картам. Очевидно, это вызвано другим уровнем воды и изменением препятствий со временем. На участке сплава по р.Бурея ориентирование затруднено.

Условия для просмотра порогов сильно зависят от погоды, уровня воды и времени суток. Перемещаться по лесу сложно, не везде есть тропы. Каменные глыбы (типичный берег) в мокром виде становятся скользкими и сильно замедляют передвижение. Утром до 10…11 часов над водой держится туман.

Раскладка в 1 кг день/чел сухих продуктов с учетом подножного корма в виде рыбы, грибов, ягоды оказалась избыточной для отдельных членов команды. (Надо тренироваться дома:)). Необходимости сокращать раскладку нет. Рассчитывать на рыбу уверенно можно только на участке порогов.

Температура воздуха за время похода держалась на уровне 18…27°С, температура воды 10…12°С верховья, 15..16°С в низовьях Акишмы. Для защиты от воды и холода на сплаве может быть достаточно брызгозащиты и неопреновых тапочек.

В нижней части маршрута после 12 часов дул сильный встречный ветер, стихающий к 18 часам.

 

Маршрут пройден полностью. Пешком 10 км, по воде 318 км, в том числе пройдено 14 именных порогов 2-5 к.с.

В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) (см. "Русский турист": нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. Выпуск седьмой – Москва, 2001г.) маршрут оценивается как водный четвертой категории сложности.

Hosted by uCoz