Отчет

о водном походе 4 категории сложности по реке Акишма, совершенном группой туристов из города Владивостока в августе 2008 года.

 

 

Фотографии

 

 

1.     Нитка  маршрута, сроки.

 6 августа вечером - выезд из Владивостока, Поезд до Станции Новый Ургал, заброска машиной в верховья р. Акишма через  Софийск, сплав по р. Акишма до устья, р. Ниман до устья, р. Бурея до жд моста, автомашина до станции Новый Ургал, возвращение поездом  обратно во Владивосток 21 августа утром.

 

2.     Состав группы

ФИО

Опыт

Обязанности в походе

1

Тювеев Антон Викторович

Китойтулик-Харамурин –5у,Урик 5р

Руководитель, капитан к4

2

Брянцев Денис Сергеевич

Акишма 4р, Ток 4у, Ока-саянская

Рыбак, капитан к2

3

Ермилова Александра Владимировна

Киевка 1у, Милоградовка

Матрос к4

4

Голдаев Павел Владимирович

Тигровая 1у,  Киевка 1р, Милоградовка

Врач, матрос к4

5

Скоморохов Константин Сергеевич

Урик 5у, Утулик-Харамурин –5у

Рыбак, фотограф, матрос к4

6

Коломец Александр Рустамович

Туюн 3у, Максимовка

Фотограф, матрос к2

7

Чиняева Елена Евгеньевна

 Киевка –Партизанская 2р,  Кема 3у

Массовик-затейник, капитан к2

8

Бука Дмитрий Юрьевич

Тигровая 1у, Киевка –Партизанская 2у

Матрос к2

9

Усков Виталий Серевич

Мажой 6у, Кема 3у

Фотограф, капитан к2

10

Владимирова Антонина Евгеньевна

Арму 2у, Нимакан

Завхоз, матрос к2

3.     График движения

 

День

Дата

Описание

Ходовое время, ЧХВ

способ передвижения, км

1

6 авг

Посадка на поезд, вечер

-

поезд

2

7

Пересадка в Хабаровске

-

поезд

3

8

Прибытие в Новый Ургал.

 

Дорога до начала маршрута. 

9.30

 

с 17 до 24

чхв – 7 ч.

поезд

машина- 350 км.

4

9

Стапель. Сплав до р. Амакан

 15 до 17, 2 ч

8 км сплав

5

10

Сплав до р. Эльга

10-18,

6 ч

26 км

6

11

Прохождение  первых препятствий.

 Сплав до р. Большой Курум 

9,15-17

чхв 5,45

45 км.

7

12

Сплав до порога Слон с прохождением порогов Аполлон, Разбойник, Апперкот

9.30 –13, 15 –18

чхв 4,5ч

35 км

8

13

Дневка на пороге Слон

-

-

9

14

Сплав до порога Атланты с прохождением порогов Слон, Строителей, Ожидание, Реторта, Каньонный, Гиппопотам, Буреломный.

Полудневка.

10-16, чхв 2 ч.

6 км.

10

15

Прохождение п. Атланты. Сплав до устья Акишмы. Сплав по реке Ниман до притока р. Ын

10-14-16-19

чхв

40 км.

11

16

Сплав по реке Ниман до притока  Малая Аимка

9.30 –20

чхв

67 км.

12

17

Сплав до р. Бурея до водомерного поста

9,30-18

чхв 6 ч

48 км.

13

18

Сплав по р. Бурея до железнодорожного моста

10-17

чхв 6 ч

сплав  44 км

14

19

Разборка катамаранов, сушка снаряжения. Дорога до станции Новый Ургал. Посадка в поезд

-

 

машина 10 км

15

20

Пересадка в Хабаровске

-

поезд

16

21

Прибытие рано утром во Владивосток

-

поезд

Итого: пройдено активными способами передвижения (сплавом) 320 км.

 

4.     Заброска и выброска с маршрута

Заброска на маршрут из Владивостока осуществлялась с помощью поезда до станции Новый Ургал (с пересадкой в Хабаровске).  Из Нового Ургала до начала сплава заброска возможна с помощью машины высокой проходимости (в нашем случае Урал).

Выброска с маршрута осуществлялась от железнодорожного моста с помощью машины, заказанной встреченной группой из Хабаровска. Возможна выброска с помощью попуток. В Новом Ургале и в районе железнодорожного моста действует сотовая связь (операторы Билайн и МТС). На остальной части маршрута сотовой связи нет.

Обратная дорога из Нового Ургала во Владивосток осуществлялась поездом с пересадкой в Хабаровске.

 

 

 

5.     Прохождение маршрута и лоция реки

Мы проходили маршрут в среднюю и малую воду, категории даны ориентировочно.

Погода по большей части стояла хорошая. В верховьях прошел хороший дождь и 11 августа был подъем воды на 20 –30 см в широком месте. Поэтому, исключая верхний участок, практически не было волоков. В течении последующих дней сплава по Акишме вода в реке непрерывно падала до среднего и низкого уровня. За время стоянки 1,5 суток на пороге Слон вода упала примерно на 20 см. На Нимане вода была достаточная для быстрого передвижения, все отмели были залиты.

 

Первые километры – река с небольшим расходом и течением петляет между поросшими лесом берегами. Основные препятствия – заломы, расчески и перекаты. Такой характер река имеет до левого притока Эльга. Примерно от этого притока на реке появляются первые шиверы. Нумерация препятствий по использующейся лоции начинается несколько ниже.  До порога Аполлон (препятствие    №51) все шиверы и небольшие пороги в нашу воду имеют категорию не выше второй и проходились нашей группой без осмотра.  Периодически на реке встречаются валы по 0,5 метра и среднего размера бочки.

Порог Аполлон – категория 2+. Прошли без осмотра.

За ним следуют три слабых шиверы и порог Разбойник (№54) – 3 кс.

Выставляли страховку морковкой и катамараном. Прошли хорошо.

№56 Порог Апперкот. Один из самых сложных порогов на реке. категория 4. Проходили, организовывая страховку с помощью выброски и активную страховку катамараном.  Первым проходил катамаран 4, который после прохождения встал на страховку. Порог был пройден хорошо.

Порог номер №57 . Категория 3+. Желателен осмотр. Проходили походной колонной впереди к4, после прохождения страховал идущие следом к2. Порог пройден хорошо.

Порог Слон. №58 Категория 3+…4-. Во время дневки устраивали тренировку на пороге с активной страховкой снизу катамараном. Порог был пройден много раз разными экипажами. На следующий день проходили порог на груженых катамаранах походной колонной. Во время тренировки и прохождения оверкилей не было.

Порог Строителей. №59  Категория 3+. Проходили с осмотром, по очереди, со страховкой выбросками и катамараном. Прошли хорошо. За ним слабая шивера.

№61 Порог Ожидание 3+.  Проходили с осмотром по очереди с взаимной подстраховкой. Прошли нормально.

Несложные шиверы 62-63 шли без остановки.

№64 Порог Буреломный. Категория 2+.  Шли осторожно, так как из лоции непонятна была его сложность. Можно идти без разведки.

№65 пор. Гиппопотам. На фоне шивер не выделяется. Шли походной колонной его и следующие 66-68 шиверы.

№69 Порог Реторта. Еле различим от остального. Категория 2. Проходили походной колонной его и шиверы за ним (№70-73)

№74 Порог Каньонный, категория 3. Слив 1,5 метра высотой через всю реку. Проходили походной колонной.

Остальные препятствия №75- 80 – практически отсутствуют, имеют категорию 1 и не различимы.

№81 Шивера Салазки. Проходили походной колонной по мелям у правого берега.

№82 Порог Атланты. Категория 4+…5-. Проходили на разгруженных судах со страховкой выбросками и катамараном с воды. Порог был пройден хорошо.

Препятствия №83-101 до п. Казан имеют категорию 1-2, в основном это перекаты, и нами проходились походной колонной на останавливаясь.

№102 Порог Казан. Категория 2+. Проходили походной колонной.

За ним перекаты.

№105 Порог- шивера Коромысло. Шли не останавливаясь.

Остальные препятствия реки Акишмы – небольшие шиверы и перекаты до устья не требуют большого внимания и легко проходятся без остановки.

Шиверы на р. Ниман после впадения. р. Акишма могут иметь категорию до 3-.  Требуют некоторой осторожности. На одной из шивер есть памятная табличка. Далее до нижней части Нимана, именуемой Ниманская труба, основные препятствия – валы до 0,7 метра на шиверах.

Ниманская труба (урочище Коридор) – километры 235-245, за впадением притока справа до р. Полованка. Небольшие шиверы и пороги на протяжении 10 км. Встречаются бочки и сливы. Категория до 2. Следует отнестись с вниманием, на одном из порогов памятник двум  погибшим в 1989 году.

Далее до р. Бурея препятствий кроме расчесок по берегам нет.

На р. Бурея основные препятствия – заломы и расчески. На одном из заломов наш катамаран 2 с участниками Бука Д. и Коломеец А. перевернулся. Намок фотоаппарат, больших потерь не было.

 

6.     Снаряжение и питание

Группа осуществляла сплав по реке на катамаранах: один четырехместный и 3 двухместных катамарана. В верховьях реки имеется строевой лес для изготовления рам, однако, ввиду легкой заброски, целесообразно брать готовые рамы с собой, это существенно ускоряет сборку.  В нашей группе с готовыми рамами были 3 катамарана из четырех, поэтому стапель занял 4 часа, после обеда мы собрались и вышли.

На маршруте было трехразовое горячее питание  завтрак – молочные каши, обед  - супы или уха, и ужин - каши. Во время движения на перекусы использовались конфеты, шоколад и орехи. Меню было разноображено большим количеством рыбы, выловленной из реки. Из рыбы делали уху, жарили, запекали в фольге и даже изготовили один раз котлеты. На маршруте встречались в небольших количествах грибы и ягоды брусника и голубика.

Список продуктов

 

продукт

фасовка

вес/объем

1

тушенка

 

33 банки

2

сайра

 

6 банок

3

манка

3 по 700

2100

4

овсянка

3 по 800

2400

5

пшено

2 по 800

1600

6

рис

3 по 700+4 по 1100

6500

7

гречка

800+3 по 1100

4100

8

макароны

3 по 1100

3300

9

горох

2 по 1100

2200

10

супы

 

36 пачек

11

пюре картоф

 

4 пачки

12

сух молоко

 

2.5 Кг

13

чай

 

1500 г

14

сахар

 

12 кг

15

колбаса

2 палки

500 гр

16

сало

 

2 кг

17

курага

 

1 кг

18

изюм

 

1 кг

19

масло растит

 

2 л

20

соль

 

1 кг

21

зажарка

 

2 л

22

крахмал

 

500гр

23

какао

 

2 пачки

24

шоколад

 

24 плитки

25

конф шокол

 

2 кг

26

конф карамель

 

1 кг

27

мука

 

3 кг

28

яичный порошок

 

200 гр

29

сода

 

50гр

30

масло топленое

 

1 кг

31

чеснок

 

12 головок

32

специи

 

 

33

печенье зоол

 

3 кг

34

орехи

 

1 кг

35

сухари

 

2.5 булки

 

 

7.     Выводы и рекомендации.

Река Акишма является удобным совмещением спортивных задач и  интересов отдыха. При этом небольшая цена за билеты, удобная заброска, нетронутая природа окрестностей делает ее очень привлекательной для посещения туристами из Владивостока.

Сложность порогов на реке определяются уровнем воды.  Паводковый уровень воды на порогах Слон и Атланты на 4-6 метров превышает обычный. Сплав по такой воде должен сильно усложниться. При нашем уровне воды категория реки порядка 4.

Маршрут был пройден в короткие строки, однако, при желании может быть сокращен, либо (рекомендуется) увеличен за счет большего количества дневок. Следует по возможности заканчивать сплав в поселке Алонка, договорившись с машиной (у нас не вышло), потому что последние километры сплава неинтересны.

 

Карта - схема


15 21
15 21
15 21
15 21
15 21 15 21
15 21 15 21


15 21
15 21
15 21
15 21
15 21 15 21
15 21 15 21